АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")
Выступление Директора научно-информационного центра Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации Е.С.Сапиро
Уважаемые коллеги!при Президенте Российской Федерации Е.С.Сапиро
В проблеме национальных отношений и, соответственно, в национальной политике имеются два полюса, две крайности. Одна - привилегии, базирующиеся на национальном признаке, на принадлежности к той или иной нации или народности. Вторая - дискриминация по тому же - национальному признаку. Найти оптимум, золотую середину - это тот самый высший политический пилотаж, который пока российским политикам исполнить не удается, хотя это не говорит о нерешаемости проблемы, о тщетности попыток найти оптимум.
Сегодня в нашей дискуссии неоднократно назывался один из подходов решения задачи, тот "летательный аппарат", на котором высший пилотаж не только выполним, но и может стать нормой. С легкой руки Владимира Жириновского он получил название "губернизация". Под "губернизацией" чаще всего понимают не только укрупнение субъектов Федерации путем их объединения, но и полный отказ при этом от различий в их статусе, от учета их национальных особенностей.
Принцип "губернизации" реализован в ряде федеративных стран и дает хороший результат. Для многонациональной России, в которой принцип государственно-национального устройства, официально или неофициально, не один век присутствует в структуре Федерации, в составе ее субъектов, переход на принцип "губернизации" явно радикален. Как специалист, эксперт, с точки зрения оценки потенциальных возможностей принципа "губернизации" считаю его наиболее действенным, лучшим. Исходя же из личного опыта работы в многонациональном и сложноустроенном субъекте Федерации (Пермской области) и в Министерстве региональной и национальной политики России в качестве Министра не могу не вспомнить выражение - "лучшее - враг хорошего".
В чем - то я вынужден повториться, но не могу не назвать трех обстоятельств, не позволяющих осуществить принцип "губернизации" в современной России и в России ближайшего будущего.
Первое (об этом уже говорилось) - противодействие национальных элит. Это обстоятельство субъективное, вроде бы не очень масштабное, но, на мой взгляд, наиболее трудно преодолимое.
Второе - национальный патриотизм, существующий в массовом сознании. Чаще всего - здоровый. Но временами в определенных, чаще всего, спровоцированных обстоятельствах, зашкаливающий, переходящий в агрессивный национализм.
И, наконец, третье, вроде бы чисто формальное, но суперсерьезное обстоятельство: "губернизация" не вписывается в рамки действующей Конституции Российской Федерации, она неконституционна.
С учетом вышесказанного попытаюсь ответить на вопрос: каким путем нам идти? Совершенствовать, шлифовать представленный законопроект или, признав его никчемным, начать все с начала, как показывает дискуссия, начала радикального? Отвечаю: национальная политика слишком тонкая материя, чтобы кроить ее топором. Даже остро заточенным, незаменимым в плотницком деле. Учитывая здравую, цивилизованную, взвешенную идеологию рассматриваемого законопроекта считаю целесообразным продолжать дальнейшую работу на его основе. В то же время заложить в закон идею стратегического выравнивания статуса всех субъектов Федерации, в том числе, за счет их объединения по принципу социально-экономической равновесомости. Одновременно этим или другим законом должны быть созданы условия для добровольного изменения статуса субъекта Федерации путем вхождения одного в состав другого. В первую очередь, это касается автономных образований, сложнопостроенных субъектов Федерации. И хотя в нашей Конституции не содержится положений, что принцип их образования является государственно-национальным, не замечать и, главное, не учитывать данной реальности, как минимум, непрофессионально. Кстати, за мою недолгую деятельность в качестве федерального министра я горжусь тем, что более десятка сенаторов жаловались на меня Президенту Российской Федерации за то, что я посягал на изменение статуса автономных образований, "матрешек".
Что же необходимо, на мой взгляд, усилить в законопроекте? В свое время Государственная Дума разработала хороший закон О национально-культурных автономиях , направленный на поддержку всего здорового, что существует в национальных отношениях - поддержку национальных языков, культуры, образования, уклада. Этот закон, по сути, направлен против дележа территории на этнической основе. Вот и давайте дальше вспахивать и лелеять это благодатное поле. И бюджетных денег на это жалеть не надо.
В то же время считаю недопустимым присутствие в законе о национальной (!) политике положений о социальных и экономических программах тех или иных республик. Вольно или невольно, но это дискриминация тех, кому соответствующие программы "не перепали". Причем, дискриминация по этническому признаку.
Спорным и даже, на наш взгляд, неправильным, является наличие в законопроекте положений о национальном квотировании представительных органов (хотя в ряде субъектов Федерации данный принцип реализуется).
Но самое главное, что весьма важно и принципиально, в законе о национальной политике должно быть жестко продублировано положение Конституции Российской Федерации о жесточайшей ответственности даже только за намерения нарушения территориальной целостности России, какими бы высокими национальными интересамиэти намерения не объяснялись.