АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")
Выступление заместителя заведующего кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации К.В. Калининой
Уважаемые коллеги! Есть такая кафедра, которая небезразлична к разработке правовых основ государственной национальной политики, призванной регулировать национальные отношения. Здесь была реплика о национальных отношениях. Национальные отношения, как раз, и есть суть, требующая регулирования.
Что касается первого вопроса, буду говорить конкретно, как конкретно поставил вопрос профессор Михайлов Вячеслав Александрович.
Нужен или не нужен закон? Я считаю, что Комитет по делам национальностей нынешнего созыва Государственной Думы очень правильно решил, определив поиск правовых основ, то есть фундаментальных основ национальной политики, реализованных в законе. При этом мы считаем, что основные направления национальной политики достаточно четко определены в Конституции Российской Федерации, есть также Концепция государственной национальной политики Российской Федерации - очень взвешенный документ, в разработке которого принимала участие и кафедра вместе с Вячеславом Александровичем Михайловым, тогда Министром по делам национальностей и федеративных отношений, и другими учеными-этнополитологами. Мы полагали, что можно придать законодательные функции Концепции государственной национальной политики, немного конкретизировав ту часть, которая уже отстала от процесса времени, ведь Концепция государственной национальной политики была принята 19 июня 1996 года, то есть, почти пять лет назад. Можно скоро отмечать ее юбилей, она хорошо работала, работает и сейчас.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей, соблюдая традиции Комитета первой и второй постсоветских Дум, действительно, предложил взвешенный документ. Но это не значит, что он должен быть принят сегодня - завтра - послезавтра. Над ним надо еще работать и работать. Мы помним, как разрабатывались законы о коренных малочисленных народах, о национальных меньшинствах. Закон разрабатывался взвешенно, фундаментально - с 1993 года, а был принят только 29 апреля 1999 года. Видимо, и этот закон требует большей взвешенности. Мы считаем - и об этом также свидетельствует данная дискуссия, что закон должен быть, потому что очень много демагогии, некомпетентности в понимании межнациональных отношений и их правовых основ, в том числе, и государственными служащими, что выражается в незнании правового статуса народов, если хотите, даже Конституции Российской Федерации. А как без этого можно регулировать национальные отношения и управлять ими?
Сегодня много дискуссий было по истории России. Я согласна с профессором Г..В. Атаманчуком, что никуда не денешься - Россия есть и будет многонациональной. И Россия всегда, в любой исторический период, вела поиск правового регулирования межнациональных отношений.
Российская империя имела свою национальную политику, она имела и управленческие законы, в частности, Положение об инородцах, о местном самоуправлении с учетом особенностей народов. Это, фактически, такие же правовые основы, как сформулированные в законе О гарантиях прав коренных малочисленных народов . Под инородцами понимались, кстати, народы Севера, Сибири, кочующие народы, а не все нерусские, как принято, к сожалению, употреблять этот термин. Это потом уже, в конце Х1Х века, была принята Концепция - Православие, Самодержавие и Народность, которая, может быть, и привела к последующим конфликтам.
Таким образом, продолжался поиск правовых основ регулирования межнациональных отношений. В 1914 году в четвертой Думе фракцией большевиков был внесен проект закона О равноправии наций и защите прав национальных меньшинств . Посмотрите, как корректно поставлен вопрос. Но до его рассмотрения дело не дошло. В СССР, при всех классовых, формационных оттенках национальной политики, было очень много ценного, что следует использовать и нельзя игнорировать, разрабатывая современный закон.
Это все как бы преамбула, ответ на первый вопрос. Теперь конкретно по данному законопроекту. Поймите меня правильно - дело совсем не в критике, а в том, что закон, действительно, пока еще не достаточно сбалансирован, требуется существенная доработка понятийного аппарата. Понятийный аппарат - это каркас любой политики, любой науки. Это несущая конструкция политики. Поэтому, если мы неправильно сформулируем то или иное понятие, то запутаем и саму национальную политику. К примеру, понятия этнос , народ , особенно, национальные меньшинства требуют существенной доработки. Если ООН рассмотрел свыше сорока вариантов понятия национальные меньшинства и ни одно не принял, то в нашей ситуации, тем более, над этим надо работать. Здесь существует очень много противоречий, касающихся наших реалий.
Далее, понятие национальные отношения в этнонациональном значении. А что такое этнонациональное значение? Национальное и этнонациональное - мы должны дать более конкретное определение понятию этнонациональное . Национальное самосознание в этнонациональном смысле, этно и национальное - то ли масло масляное, то ли здесь есть какой-то другой смысл. Если мы разводим или сводим эти понятия, то надо отразить это в понятийном аппарате.
В преамбуле данного законопроекта, а также в Концепции государственной национальной политики употребляется понятие национальное развитие . А что это значит? Что мы понимаем под национальным развитием ?
В статье 3 Конституции Российской Федерации употребляется термин многонациональный народ России . Что мы понимаем под многонациональным народом России ? Без этих и других фундаментальных понятийных определений закон в принципе не будет нести тех функций, которых мы от него требуем.
Далее. В законопроекте есть статья 8 - Представительство народов в органах государственной власти, органах местного самоуправления . Даже в пункте 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации написано конкретнее: Граждане имеют равный доступ к государственной службе .
Теперь по русскому народу. Что мы имеем в нашей Конституции? В Конституции Российской Федерации определен правовой статус народов - национальных меньшинств, малочисленных народов. В данном законопроекте речь идет о русском народе. Нужно ли выделять проблему правового статуса русского народа в государстве? Это вопрос дискуссионный.
Если мы будем говорить о статусе русского народа, то логически необходимым будет введение статьи о правовом статусе титульных народов. Титульные народы - это народы, давшие название республике, но имеющие равные права со всеми другими народами. Тогда мы сбалансируем понятие о статусе русского народа и о статусе титульных народов. И нужно будет дать более определенные статьи о национальных меньшинствах. Если есть определение национальные меньшинства , если есть Федеральный закон О национально-культурной автономии , который фактически дает основу реализации национально-культурных интересов национальных меньшинств, если в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации прописан статус коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, то эти моменты тоже нужно будет учесть в законопроекте.
Таково наше мнение, мнение коллективное.