Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 7 О проектах закона О политических партиях


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Проект федерального закона О политических партиях , внесенный Президентом Российской Федерации, - законопроект 1.
Проект федерального закона О политических партиях и иных политических объединениях , внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Рыжковым, В.Н. Лысенко, В.В. Игруновым, - законопроект 2.
Проект федерального закона О политических партиях в Российской Федерации , внесенный депутатом Государственной Думы О.В. Шеиным, - законопроект 3.    
Проект федерального закона О политических партиях , внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Похмелкиным, С. Н. Юшенковым, - законопроект 4.
Проект федерального закона О политических партиях в Российской Федерации , внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Шишловым, - законопроект 5.
                                                                                                                                                                                                                                                              

Таблица 1

Понятие политической партии.

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
Статья 3: Политическая партия - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления.
Статья 3: Политическое объединение - это общественное объединение граждан Российской Федерации, главной целью и основным содержанием деятельности которого является содействие выявлению и выражению политической воли народа в процессе формирования и осуществления государственной власти путем участия в выборах и в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.
Статья 3: Политическая партия - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, ставящее целью участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участия в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 3: Политическая партия - это политическое общественное объединение, созданное гражданами для осуществления политической деятельности. Политическая деятельность - деятельность по формированию и выражению политической воли граждан, участию в выборах и представлению интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органов местного самоуправления.
Статья 1: Политическая партия - общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан Российской Федерации, основанное на индивидуальном членстве, создаваемое в целях длительного и систематического участия в политической жизни общества посредством:               1) выработки и выражения политической воли граждан;
2) разработки, принятия и опубликования программ развития Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований;
3) влияния на решения и действия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) отображения интересов граждан в соответствующих решениях органов государственной власти и местного самоуправления;
5) участия в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Число членов политической партии.

Не менее 10 тысяч членов, при этом в каждом из региональных отделений - не менее 100 членов.
Численность политического объединения не установлен, но учредителей должно быть не менее 10 физических лиц.
Не менее 50 членов в каждом региональном отделении.
Для проведения учредительного съезда в его работе должны принять участие делегаты, постоянно или преимущественно проживающие более чем в половине субъектов Российской Федерации. (Не менее 45 делегатов).
В общероссийской партии: в одной четверти субъектов федерации более 100 членов в каждом, а еще в одной четверти субъектов федерации - более 50 членов в каждом. В региональной партии количество членов более 100.

Наличие региональных отделений.

Обязательно более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Общероссийское политическое объединение имеет отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Обязательно более чем в половине общего числа субъектов Российской Федерации.
Обязательно более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Общероссийская партия имеет свои отделения более чем в половине субъектов федерации.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Таблица 2

Условия создания политической партии.


Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
Статья 11: Политическая партия создается свободно, без предварительных разрешений государственных органов и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского движения на съезде общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемых общероссийских общественных объединений осуществлена не позднее, чем за шесть месяцев до принятия решения о преобразовании в политическую партию. При создании политической партии на учредительном съезде политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, об утверждении устава и принятии программы политической партии, о формировании ее руководящих органов. В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, об утверждении устава и принятии программы политической партии, формировании ее руководящих органов. При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийского общественной организации, общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.
Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее 10 человек.
Статья 11: Процесс создания политического объединения включает в себя следующие этапы:
1) создание инициативной группы учредителей политического объединения, в состав которой входит не менее 10 физических лиц:
2) уведомление средств массовой информации о месте и дате проведения учредительного съезда, об основных положениях программы будущего политического объединения, о его учредителях не позднее, чем за месяц до дня созыва учредительного съезда;
3) созыв учредительного съезда, на котором принимается решение о создании политического объединения, утверждается устав, программа и формируются руководящие, контрольные и ревизионные органы будущего политического объединения, утверждается его официальное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности, принимается решение о создании региональных или местных отделений политического объединения, необходимых для получения статуса политического объединения соответствующего уровня;
4) создание и государственная регистрация региональных отделений политического объединения (для общероссийских политических объединений) или создание местных отделений (для региональных политических объединений);
5) государственная регистрация политического объединения.
Статья 8: Политическая партия создается свободно, без предварительных разрешения или уведомления государственных органов. При создании политической партии на ее учредительном съезде или посредством преобразования общественной организации политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, принятии Устава и Программы, формирования ее руководящих органов. В случае преобразования в политическую партию общественной организации съезд данной организации принимает решение о преобразовании общественной организации в политическую партию.
Статья 11: Политическая партия создается свободно, без предварительных разрешений государственных органов и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского движения на съезде общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемых общероссийских общественных объединений осуществлена не позднее, чем за один год до принятия решения о преобразовании в политическую партию. При создании политической партии на учредительном съезде политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, об утверждении устава и принятии программы политической партии, о формировании ее руководящих органов. В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию, преобразовании региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, об утверждении устава и принятии программы политической партии, формировании ее руководящих органов. При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийского общественной организации, общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.
Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется Организационный комитет в составе не менее 10 человек
Статья 6: партия создается свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде (конференции, собрании) партии, на котором принимаются устав и программа партии, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы партии, принимаются решения о приеме в члены партии на основании письменных заявлений граждан и решения о создании региональных отделений партии.
Партия считается созданной с момента принятия последнего из указанных выше решений.
Учредителями партии являются физические лица - участники учредительного съезда в количестве не менее ста человек.
О месте и дате проведения учредительного съезда партии, а также об основных положениях проектов устава и программы партии инициативная группа по ее созданию сообщает в средства массовой информации и информационные агентства не позднее, чем за месяц до дня проведения учредительного съезда партии.
Партия также может быть создана путем реорганизации политического общественного объединения, созданного до вступления в силу настоящего федерального закона, а также путем реорганизации избирательного объединения, получившего поддержку более 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в последних перед вступлением в силу настоящего федерального закона выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу и имеющего фракцию в Государственной Думе.
Государственная регистрация.
Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации политическая партия и их региональные отделения приобретают права юридического лица.
Обязательна.
Правоспособность политической партии как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации политические партии и их региональные отделения приобретают права юридического лица
Со дня государственной регистрации партия приобретает права юридического лица.

                                                                                                                                                                                                                                                      

Таблица 3

Источники финансирования.

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
  Статья 29:
1) вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
2) государственные средства;
3) пожертвования;
4) поступления от мероприятий, проводимых политической партией, а также доходы от издательской и иной деятельности, соответствующей целям и задачам, предусмотренным уставом и программой политической партии;
5) гражданско-правовые сделки и другие не запрещенные законом поступления.
 Статья 27:
1) вступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом);
2) добровольные взносы и пожертвования;
3) поступления от проводимой в соответствии с уставом политического объединения лекций, выставок, лотерей и иных мероприятий;
4) доходы от предпринимательской деятельности политического объединения;
5) доходы от гражданско-  -правовых сделок;
6) государственные субсидии;
7) доходы по банковским вкладам;
8) другие не запрещенных законом поступлений.
Статья 23:
1) вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
2) государственные средства;
3) пожертвования;
4) поступления от мероприятий, проводимых политической партией, а также доходы от издательской и иной деятельности, соответствующей целям и задачам, предусмотренным уставом и программой политической партии;
5) гражданско-правовые сделки и другие не запрещенные законом поступления.
  Статья 29:
1) вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
2) пожертвования;
3)поступления от
мероприятий, проводимых политической партией, а также доходы от издательской и иной деятельности, соответствующей целям и задачам политической партии, определенных в ее уставе и программе;
5)гражданско-правовые сделки и другие не
запрещенные законом поступления.
   Статья 21:
1) вступительные взносы, если они предусмотрены уставами партий;
2) членские взносы;
3) государственные субсидии и субвенции;
4) добровольные пожертвования;
5) поступления от проведения лекций, выставок и иных подобных мероприятий;
6) доходы от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям и задачам партий, продажи товаров с символикой партии;
7) иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.

                                                                                                                                                                                                                                                           

Таблица 4


Пожертвования.

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
Статья 30: Политическая партия вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования денежных средств осуществляется только в виде безналичного перечисления.
Статья 28: Политические объединения вправе принимать взносы и пожертвования в виде денежных средств от физических и юридических лиц при условии, что эти взносы и пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника. Политические объединения вправе принимать взносы и пожертвования в виде имущества и услуг.
Статья 24:
Политические партии вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
Статья 30:
Политические партии вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника.
Статья 22:
Партии вправе принимать пожертвования в виде имущества, включая денежные средства, от физических лиц, негосударственных организаций, общественных объединений и фондов и иных юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника.

Не допускаются пожертвования политическим партиям от:

а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства;
г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования;
е) международных организаций и международных общественных движений;
ж) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) государственных и муниципальных учреждений и организаций;
и) юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в своем уставном капитале, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
к) воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов;   
л)благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
м) анонимных жертвователей;
н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
а) благотворительных и религиозных организаций, профессиональных союзов, политических объединений;
б) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также предприятий, государственная или муниципальная доля в уставном капитале которых превышает 20 процентов;
в) органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением субсидий, предусмотренных настоящим законом;
г) государственных и муниципальных учреждений и организаций;
д) иностранных государств, иностранных граждан и юридических лиц, международных общественных объединений;
е) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 20 процентов;
ж) анонимных лиц;
з) лиц не достигших 18-летнего возраста.
а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства;
г) граждан Российской Федерации, не достигших трудоспособного возраста;
д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования;
е) международных организаций и международных общественных движений;
ж) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) государственных и муниципальных учреждений и организаций;
и) юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в своем уставном капитале, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
к) воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов;
л) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
м) анонимных жертвователей;
н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства;
г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет; д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования;
е) международных организаций и международных общественных движений;
ж) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) государственных и муниципальных учреждений и организаций;
и) юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в своем уставном капитале, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
к) воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов;     
л) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
м) анонимных жертвователей;
н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
а) благотворительных и религиозных организаций и учрежденных ими организаций; б) государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также организаций с участием государства и (или) органов местного самоуправления;
в) органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением субсидий, предоставляемых в соответствием с настоящим законом;
г) иностранных государств, иностранных граждан, иностранных юридических лиц; д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;
е) лиц без гражданства;
ж) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
з) международных организаций и международных общественных движений;
и) воинских частей, военных учреждений и организаций;
к) правоохранительных органов; л) анонимных лиц (в случае, если сумма пожертвования превышает 5-кратный размер минимальной оплаты труда);
м) профессиональных союзов.

Если указанные выше пожертвования имели место:

Они в месячный срок возвращаются жертвователям, а в случае невозможности возврата либо указания жертвователем недостоверных сведений - передаются в доход государства.
Они в двухнедельный срок со дня получения передаются в доход государства.
Они в месячный срок возвращаются жертвователям, а в случае невозможности возврата либо указания жертвователем недостоверных сведений - передаются в доход государства.
Они в месячный срок возвращаются жертвователям, а в случае невозможности возврата либо указания жертвователем недостоверных сведений - передаются в доход государства.
Они в двухнедельный срок со дня получения передаются в доход государства.

                                                                                                                                                                                                                                                          

Таблица 5


Политическая партия имеет право на получение средств федерального бюджета, если:

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
а) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;     
б) зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Финансируются избирательная кампания политических объединений и деятельность фракций политических объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления.
Общероссийская политическая партия имеет право на получение средств федерального бюджета, в случае, если:
а) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого данная политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
б) зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Не имеет.
Общероссийские политические партии имеют право на получение государственного финансирования из средств федерального бюджета, если:
а) за список кандидатов, выдвинутых партией по общефедеральному избирательному округу на последних перед принятием в первом чтении закона о федеральном бюджете выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, проголосовало не менее 1 процента голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
б) суммарное число голосов, поданных за кандидатов, выдвинутых партией по одномандатным округам на последних перед принятием в первом чтении закона о федеральном бюджете выборах депутатов Государственной Думы, составило не менее 1 процента от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по всем одномандатным округам.
Региональные отделения общероссийских партий и региональные партии, имеют право на получение государственного финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации, если:
а) за список кандидатов, выдвинутых региональной партией (региональным отделением общероссийской партии) по общерегиональному округу на последних перед принятием в первом чтении закона о бюджете субъекта Российской Федерации выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проголосовало не менее 1 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
б) суммарное число голосов, поданных за кандидатов, выдвинутых региональной партией (региональным отделением общероссийской партии) по одномандатным округам на последних перед принятием в первом чтении закона о бюджете Субъекта Российской Федерации выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, составило не менее 1 процента от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по всем одномандатным округам.

                                                                                                                                                                                                                                                    

Таблица 6

Осуществление хозяйственной деятельности.


Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, а также для реализации своих прав политическая партия вправе осуществлять:
а) издательскую деятельность для пропаганды своих программных целей и обнародования результатов работы;
б) продажу имеющегося в ее собственности движимого и недвижимого имущества;
в) продажу сувениров с ее символикой. Политическая партия не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не указанной выше.
Политические объединения могут в соответствии с действующим законодательством о предпринимательской деятельности осуществлять предпринимательскую деятельность полиграфического, издательского и пропагандистского характера, связанную с эксплуатацией издательств, типографий, радио- и телестанций, проведением выставок, лекций, иных аналогичных общественно-политических мероприятий и т.п. постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Политические объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации (за искл. хозяйственных организаций международного характера), а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности политических объединений не могут перераспределяться между членами, участниками или учредителями этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Политическим объединениям запрещается покупка и продажа ценных бумаг.
В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, а также для реализации своих прав политическая партия вправе осуществлять:
а) издательскую деятельность;
б) продажу, сдачу в аренду находящегося в ее собственности движимого и недвижимого имущества;
в) продажу товаров с ее символикой. Политическая партия не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не указанную выше
В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, а также для реализации своих прав политическая партия вправе осуществлять:
а) издательскую деятельность для пропаганды своих программных целей и результатов работы;
б) продажу имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества;
в) продажу сувениров с символикой политической партии. Политическая партия не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не указанной выше
Партия вправе создавать организации, осуществляющие образовательную, научную, редакционно-издательскую деятельность, производство и реализацию товаров с символикой партии и иную деятельность, связанную с реализацией уставных целей и задач партии. Осуществление иной деятельности не допускается.

                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Таблица 7

Право на участие в выборах.

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
Политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политические партии, не принимавшие в течение 5 лет участия в выборах, подлежат ликвидации.
Политические объединения участвуют в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления путем выдвижения кандидатов, представительства в избирательных комиссиях, проведения предвыборной агитации, наблюдения за ходом выборов, порядком голосования, правильностью подведения итогов голосования и определения результатов выборов. Политические объединения участвуют в выборах самостоятельно или, заключая предвыборные коалиции с другими политическими объединениями с целью солидарной поддержки кандидатов в выборные органы государственной власти и местного Политическое объединение, не выполнившее за указанный период времени ни одно из перечисленных требований, лишается статуса политического объединения на основании решения суда и ликвидируется.
Политические партии и группы граждан являются единственными формами общественных инициатив, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политические партии вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями, общероссийскими общественными движениями.
Общероссийская, межрегиональная политическая партия ликвидируется, если не участвовала в последних выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Политические партии наряду с другими организационно-правовыми формами политических общественных объединений, указанных в законе Об общественных объединениях , обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты, на иные выборные должности в органах государственной власти. Политические партии вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными политическими движениями.
Политические партии, не принимавшие в течение 5 лет участия в выборах, лишаются прав на все виды государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом.
Партии являются единственным видом общественных объединений, которые имеют право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов российской федерации, кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность президента Российской Федерации, кандидатов на должности главы исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации, руководителя исполнительного органа местного самоуправления в случае, если он избирается населением. Партии участвуют в выборах посредством выдвижения кандидатов самостоятельно либо образуя избирательные блоки с другими партиями оответствующего вида.

                                                                                                                                                                                                                                                

Таблица 8


Политическая партия считается участвовавшей в выборах в случае

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
Политическая партия считается участвующей в выборах в случае регистрации и проведения голосовании на выборах за:
а) выдвинутый ею федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) выдвинутых ею кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;
в) выдвинутого ею кандидата на должность Президента Российской Федерации;
г) выдвинутых ею кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;
д) выдвинутых ею кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;
е) кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Для подтверждения своего статуса политическое объединение за период времени, охватывающий 2 избирательные кампании по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего уровня или представительного органа местного самоуправления должно продемонстрировать свою общественную поддержку путем:
а) выдвижения зарегистрированного списка кандидатов при выборах в законодательный представительный орган государственной власти соответствующего уровня или в представительный орган местного самоуправления по пропорциональной избирательной системе;
б) либо выдвижения зарегистрированных кандидатов не менее чем в одной десятой одномандатных избирательных округов;
в) либо избрания одного кандидата, выдвинутого данным политическим объединением, в законодательный (представительны) орган государственной власти соответствующего уровня или в представительный орган местного самоуправления;
г) либо сбором необходимого числа подписей в поддержку своего кандидата на пост Президента Российской Федерации, или главы субъекта Российской Федерации, или главы органа местного самоуправления.
Общероссийская политическая партия считается участвовавшей в выборах, если получила поддержку более 2 процентов общего числа избирателей, принимавших участие в выборах федеральных органов государственной власти, или смогла победить не менее чем в 5% одномандатных округов при выборах в Государственную Думу Российской Федерации.
Политическая партия считается участвующей в выборах в случае регистрации и проведения голосовании на выборах за:
а) выдвинутый ею федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) выдвинутых ею кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;
в) выдвинутого ею кандидата на должность Президента Российской Федерации;
г) выдвинутых ею кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;
д) выдвинутых ею кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;
е) кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Партии и избирательные блоки партий имеют право на:
а) выдвижение кандидатов;
б) проведение предвыборной агитации;
в) наблюдение за ходом выборов и участие в определении их результатов;
г) участие в работе избирательных комиссий.

                                                                                                                                                                                                                                                   

Таблица 9

Случаи ликвидации политической партии.

Законопроект 1
Законопроект 2
Законопроект 3
Законопроект 4
Законопроект 5
Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:
а) нарушения требований статьи 9 настоящего закона (ограничение на создание и деятельность политических партий);
б) принятия решений, нарушающих права и свободы граждан;
в) неустранения в установленный судебным решением срок нарушений, послуживших основанием приостановления деятельности политической партии;
г) неучастия политической партии в выборах;
д) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее ста членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;
е) отсутствия необходимой минимальной общей численности политической партией, предусмотренной настоящим законом.
Политическое объединение, региональное и местное отделение политического объединения может быть ликвидировано путем самороспуска либо по решению суда в случае, если:
а) не подтвердило свой статус политического объединения путем участия в выборах;
б) продолжило противоправную деятельность после решения суда о приостановлении деятельности данного политического объединения, регионального ил местного отделения политического объединения;
в) не подтвердило наличие у него численности учредителей или членов, отвечающей требованиям статьи 5 настоящего Федерального закона.
Общероссийская политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда (конференции) либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. Общероссийская политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:
а) нарушения требований статьи 7 настоящего закона (основные принципы деятельности политических партий);
б) неустранения в установленный судебным решением срок нарушений, послуживших основанием приостановления деятельности политической партии;
в) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятидесяти членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации для общероссийской политической партии, более чем в двух субъектах федерации для межрегиональной политической партии;
г) отсутствия необходимой минимальной общей численности политической партии, предусмотренной настоящим законом, если политическая партия получила менее двух процентов голосов на последних выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, или не участвовали в таких выборах.
Региональная политическая партия, региональное отделение политической партии может быть ликвидировано по решению органа политической партии, уполномоченного на то ее уставом, по решению суда, а региональное отделение политической партии также в случае ликвидации политической партии. Ликвидация региональной политической партии осуществляется в случае:
а) неустранения в установленный судебным решением срок нарушений, послуживших основанием приостановления деятельности регионального отделения;
б) отсутствия в региональной политической партии, региональном отделении необходимого числа членов политической партии, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда политической партии либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:
а) нарушения требований статьи 9 настоящего закона (ограничение на создание и деятельность политических партий);
б) принятия решений, нарушающих права и свободы граждан;
в) неустранения в установленный судебным решением срок нарушений, послуживших основанием приостановления деятельности политической партии.
Ликвидация партии осуществляется путем самороспуска в соответствии с ее уставом либо в судебном порядке. Основания запрета деятельности (ликвидации) судом партии являются:
     а) деятельность партии, запрещенная частью первой статьи 7 настоящего Федерального закона (ограничения на создание и деятельность политических партий);
     б) противоправная деятельность партии после приостановления ее деятельности по решению суда;
     в) если общероссийская партия на протяжении пяти лет подряд не принимала участия в выборах в органы государственной власти Российской Федерации посредством выдвижения зарегистрированных кандидатов, принятия и опубликования предвыборной программы, участия в избирательной кампании;
     г) если региональная партия на протяжении пяти лет подряд не принимала участия в выборах в органы государственной власти субъекта федерации посредством выдвижения зарегистрированных кандидатов, принятия и опубликования предвыборной программы, участия в избирательной кампании;
     д) если политическая партия не ликвидирована путем самороспуска по основаниям, указанным в ч.2 ст.13 (в случае неизбрания выборных руководящих органов в установленные уставом сроки), в течение трех месяцев со дня возникновения этих оснований.