Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 20 Приоритетные направления совершенствования законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства


II. РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему Приоритетные направления совершенствования законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства

Государственная Дума,
г. Москва 5 ноября 2009 года

          Участники Парламентских слушаний, обсудив проблемы, перспективы и направления совершенствования законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства, отмечают следующее.
          В условиях финансово-экономической нестабильности, сопровождающейся спадом деловой активности и замедлением темпов развития большинства отраслей российской экономики, основные усилия органов государственной власти должны быть сосредоточены на поиске новых путей преодоления кризисных явлений.  Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных механизмов посткризисной регенерации экономики является поддержка малого предпринимательства и стимулирование предпринимательской активности населения. Это связано с тем, что малые и средние формы хозяйствования обладают высокой мобильностью и гибко реагируют на любые изменения рыночной среды, благодаря чему имеют возможность оперативно создавать рабочие места, своевременно заполнять перспективные рыночные ниши и осуществлять внедрение инноваций. Кроме того, усиление роли малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии страны  является гарантией поступательного увеличения объема  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, и, прежде всего - в региональные и местные бюджеты. Поэтому в экономически развитых странах малый и средний бизнес определен в качестве особого объекта законодательного регулирования, благодаря чему доля малых и средних предприятий в ВВП таких стран достигает 70%-80%.
          Однако, несмотря на интенсификацию усилий федеральных органов государственной власти в области поддержки малого и среднего предпринимательства, доля малых предприятий в ВВП России по-прежнему не превышает 15%. Действующее законодательство Российской Федерации в области регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства не обеспечивает эффективного решения ряда серьезных проблем, препятствующих успешному развитию данного сектора российской экономики.
          В частности, одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих эффективное развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации, является излишнее количество административных барьеров. По экспертным данным, расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации, в то время как в Германии указанные расходы не превышают 3,5% прибыли предприятия. Так, значительные средства затрачиваются субъектами малого и среднего предпринимательства на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации производимых товаров, которые не создают угрозу жизни, здоровью и благополучию потребителей. По мнению участников Парламентских слушаний, расширение перечня товаров, обязательная сертификация которых будет заменена декларированием соответствия, позволит существенно сократить упомянутые расходы субъектов малого и среднего предпринимательства и ускорить процедуру подтверждения соответствия производимых товаров законодательно закрепленным требованиям.  
          Кроме того, весомую долю в структуре затрат субъектов малого и среднего предпринимательства занимают так называемые неналоговые платежи , взимаемые многочисленными контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок.  В качестве примера подобных платежей следует указать платежи, взимаемые с субъектов малого и среднего предпринимательства при выделении земельных участков, получении разрешений на организацию торговой деятельности и осуществление строительства объектов, присвоении статистических кодов. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть возможность ограничения количества платных услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью выполнения функций, возложенных на  органы местного самоуправления и бюджетные учреждения.
          Определенные проблемы также существуют в сфере проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на исключение внепроцессуальных прав сотрудников правоохранительных органов при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, по-прежнему фиксируется значительное количество фактов необоснованных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства органами внутренних дел. Кроме того, наблюдаются трудности в реализации на практике положений  Федерального закона  от 26 декабря 2008 года 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля .  В частности, при проведении мероприятий по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка соблюдения земельного законодательства не может проводиться в случае, если за время действия плана проверки изменился правообладатель проверяемого земельного участка. В данном случае внесение  контролирующими органами изменений в действующий план проверок без санкции прокуратуры  может привести к возникновению различного рода злоупотреблений при проведении государственного земельного контроля.  Кроме того, нормами законодательства в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не урегулирован порядок проведения проверок хозяйствующих субъектов, которые являются правообладателями нескольких земельных участков.
          Однако особую обеспокоенность участников Парламентских слушаний вызывает тот факт, что наибольшие затруднения, испытываемые субъектами малого и среднего предпринимательства, связаны с необходимостью преодоления коррупционных барьеров. По экспертным данным, в большинстве случаев участие малых и средних предпринимателей в коррупционных отношениях обусловлено не стремлением к получению  незаконных преференций или уклонению от правомерно налагаемых санкций, а необходимостью реализации своих законных прав. Напротив, данные отношения приводят к возникновению дополнительных затрат и при этом не влекут за собой получения дополнительных льгот и преференций.  Поэтому  число субъектов малого и среднего предпринимательства, инициирующих коррупционные отношения, значительно меньше числа малых и средних предпринимателей, вступающих в коррупционные отношения вынужденно. По данным экспертов, основными методами вовлечения предпринимателей в коррупционные отношения являются умышленное предъявление избыточных требований со стороны должностных лиц органов власти и обвинение предпринимателей в нарушении несуществующих законодательных норм. Эффективность применения подобных коррупционных практик во многом обусловлена невысоким уровнем правовой подготовки предпринимателей и наличием реальных, но не всегда существенных нарушений, выявляемых при проверках, что делает предпринимателя уязвимым перед контролирующими органами и создает благоприятные условия для возникновения коррупционных отношений. Для скорейшего решения упомянутых проблем  участники Парламентских слушаний считают необходимым ужесточить меру пресечения для должностных лиц органов власти, инициирующих коррупционные отношения, и одновременно смягчить санкции в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в случае, если они не приобрели незаконную выгоду от совершения коррупционной сделки.
          Участники Парламентских слушаний также выражают свою обеспокоенность в связи с активизацией преступных посягательств на малые и средние предприятия (рейдерство, недружественные слияния и поглощения). Упомянутые явления приводят к значительному ухудшению криминогенной ситуации в стране, наносят огромный ущерб развитию предпринимательской активности населения и, таким образом, препятствуют устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства в России. Основной причиной возникновения подобных явлений следует считать несовершенство законодательных механизмов, регулирующих вопросы возникновения, закрепления и прекращения права собственности. По экспертным данным, лица, совершающие преступные посягательства на объекты собственности, используют широкий спектр инструментов незаконного захвата предприятий, опираясь на коррупционность бюрократической системы и используя возможности правоохранительных, нотариальных, регистрационных и судебных органов. При этом основными методами незаконного захвата предприятий является регистрация фальсифицированных документов в налоговых органах, незаконная смена руководства предприятий, применение процедуры искусственного банкротства по отношению к предприятию, которое становится объектом преступного посягательства. Кроме того, эффективность подобных преступных посягательств во многом обеспечивается за счет участия частных охранных предприятий, действующих в интересах рейдеров и в то же время практически не несущих какой-либо ответственности в силу формального отсутствия фактов нарушения законодательства. По мнению участников Парламентских слушаний, деятельность по предупреждению и пресечению незаконных захватов собственности существенно осложняется отсутствием в законодательстве Российской Федерации определений преступного посягательства на объекты собственности и незаконного захвата объектов собственности, а также норм, предусматривающих наступление уголовной ответственности за подобные преступления.
         По мнению участников Парламентских слушаний,  серьезные проблемы по-прежнему сохраняются в сфере имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в области регулирования арендных отношений указанных субъектов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.  В частности, отсутствие законодательного закрепления  четкого механизма расчета цены аренды государственного и муниципального имущества приводит к необоснованному завышению размера арендной платы, взимаемой с  субъектов малого и среднего предпринимательства за пользование указанным имуществом. Во многих муниципальных образованиях Российской Федерации  зафиксированы факты заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на необоснованно короткие сроки и ущемления интересов добросовестных арендаторов при заключении таких договоров аренды на новый срок. Особую обеспокоенность участников Парламентских слушаний вызывает увеличение количества случаев досрочного расторжения органами местного самоуправления договоров аренды государственного и муниципального имущества в одностороннем порядке с целью воспрепятствования реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп данного имущества. Кроме того, после введения аукционного порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества в ряде регионов были зафиксированы факты массового расторжения договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства и одновременного выставления на аукцион права заключения таких договоров в отношении высвободившегося государственного и муниципального имущества.    Основной причиной возникновения подобных явлений следует считать наличие коррупциогенного фактора в законодательных нормах, регламентирующих арендные отношения между субъектами малого и среднего предпринимательства и органами местного самоуправления. Для решения упомянутых проблем потребуется установить минимальный срок действия договора аренды государственного и муниципального имущества, заключаемого с субъектами малого и среднего предпринимательства, на уровне не менее 3 лет, а также законодательно закрепить четкий механизм расчета цены аренды такого имущества с целью пресечения фактов завышения размеров арендной платы.
          По мнению участников Парламентских слушаний, принятие Федерального закона от 22 июля 2009 года 159-ФЗ Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации предоставило субъектам малого и среднего предпринимательства возможность выкупить указанное имущество при условии соответствия критерию добросовестности. Однако в процессе реализации преимущественного права на выкуп арендуемого государственного и муниципального имущества многие предприниматели столкнулись со значительным числом административных барьеров. Недостаточная точность правовой регламентации порядка предоставления права на выкуп такого имущества привела к возникновению многочисленных злоупотреблений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, как правило, связанных с необоснованным отказом в предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права и субъективной трактовкой понятия надлежащего перечисления арендной платы . С целью устранения указанных недостатков в июле 2009 года были приняты изменения в данный Закон, позволившие уменьшить сроки аренды с 3 до 2 лет и установить четкие требования к перечислению арендной платы.  Тем не менее, серьезным препятствием к эффективной реализации норм Закона продолжает оставаться отсутствие законодательно закрепленных пороговых значений первоначального взноса за выкупаемое имущество и периода рассрочки платежей, что позволяет некоторым субъектам Российской Федерации устанавливать величину первоначального взноса на уровне до 50% от выкупной стоимости. В Законе также не отлажен механизм пресечения необоснованного повышения цены выкупа государственного и муниципального имущества и не до конца урегулирован порядок выкупа частей зданий и сооружений. Кроме того, реализация положений Закона осложняется отсутствием у субъектов малого и среднего предпринимательства возможностей  получения  недорогих целевых кредитов на выкуп государственного и муниципального имущества, а также неразвитостью системы государственного гарантирования предоставления подобных кредитов.
          Участники Парламентских слушаний отмечают, что одним из наиболее деструктивных факторов, препятствующих развитию предпринимательской активности населения, является  отсутствие конкурентной среды на рынке сбыта электроэнергии, порождающее соответствующую отраслевую монополию и обусловливающее отсутствие широкого доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям. В этой связи принятие нормативных правовых актов, направленных на расширение доступа упомянутых категорий потребителей к электрическим сетям, позволит в значительной степени упорядочить процедуру технологического присоединения и повысить прозрачность ценообразования в данном секторе. Одновременно с этим целесообразно сосредоточить усилия на создании системы бирж электрической энергии и введении контрактной системы продажи электроэнергии (по двусторонним долгосрочным контрактам) в сочетании с продажей части электроэнергии на создаваемой бирже.
          По мнению участников Парламентских слушаний, несмотря на принятие федеральными органами государственной власти серьезных мер по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства,  в данной сфере по-прежнему сохраняется ряд серьезных проблем. В частности, предусмотренный соответствующими федеральными законами переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов приведет к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения. Более того, переход к уплате страховых взносов поставит таких налогоплательщиков в неравное положение с прочими налогоплательщиками, для которых с 2011 г. полностью отменяется уплата единого социального налога.  Это связано с тем, что доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из структуры налоговых обязательств по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. По мнению участников Парламентских слушаний, в условиях острого дефицита оборотных средств и постоянного роста цен на сырье, материалы и энергоносители увеличение налоговой нагрузки может привести к резкому сокращению количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и существенному снижению их доли в ВВП. Кроме того, действующая система налогообложения оказывает дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. Как показывает мировая практика, подобная деятельность требует крупных финансовых вложений, а реализация инновационных продуктов и услуг в большинстве случаев сопряжена с высокими рыночными рисками, что значительно увеличивает срок окупаемости таких инвестиций. Таким образом, отсутствие эффективных механизмов налогового стимулирования отечественных предприятий к генерации и внедрению инноваций  препятствует полноценной реализации потенциала малых и средних предприятий, бизнес-инкубаторов  в процессе развития инновационного кластера российской экономики. Еще одним фактором, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства, является постоянный  рост затрат предприятий, применяющих общую систему налогообложения, на организацию бухгалтерского учета и оплату труда соответствующих специалистов ввиду излишней громоздкости российской системы бухгалтерского учета.
     Участники Парламентских слушаний также выражают свою обеспокоенность в связи с низким уровнем доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. В условиях падения объема продаж и острого дефицита оборотных средств невозможность получения недорогих заемных ресурсов для стабилизации финансового положения фактически ставит значительное количество субъектов малого и среднего предпринимательства на грань выживания.  И хотя Правительством Российской Федерации было принято решение о предоставлении кредитным организациям значительных объемов бюджетных средств для осуществления расширенного кредитования реального сектора экономики (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), кредитные ресурсы продолжают оставаться труднодоступными для указанных субъектов. Главным образом, это связано со значительным увеличением стоимости долгосрочных и особенно краткосрочных кредитных ресурсов, а также существенным ужесточением требований банков к заемщикам и нежеланием принимать дополнительные риски по кредитованию предприятий, испытывающих финансовые затруднения. Кроме того,  еще одним фактором, оказавшим негативное влияние на процесс поступления кредитных  ресурсов в реальный сектор экономики, стало направление значительного объема средств российских банков на осуществление высокодоходных вложений в иностранную валюту. По мнению участников Парламентских слушаний, существенный вклад в повышение доступности заемных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства может внести интенсификация усилий по развитию национальной системы микрофинансирования. Целесообразность активного применения микрофинансовых инструментов обусловлена, в первую очередь, доступностью процентных ставок по кредитам, демократичностью требований, предъявляемых микрофинансовыми организациями к заемщикам, и возможностью оперативного преодоления возникших финансовых затруднений за счет ускоренного принятия решений по кредитной заявке. Кроме того, для повышения эффективности антикризисного микрофинансирования следует предусмотреть в законодательстве возможность создания центров микрофинансирования малого бизнеса в стратегическом партнерстве с ведущими кредитными организациями России.  Целесообразно также ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на развитие и стимулирование институтов микрофинансирования в России. Реализация указанных мер позволит  в дальнейшем сформировать мощный инвестиционный ресурс, который может быть использован в целях расширения деятельности малых и средних предприятий и стимулирования их инвестиционной активности.
         Участники Парламентских слушаний также отмечают, что еще одним фактором, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства в России, является несоблюдение требований законодательства о доле государственного и муниципального заказа, размещаемой у субъектов малого предпринимательства.  Подобная ситуация во многом обусловлена отсутствием эффективной системы санкций за невыполнение указанных требований. При этом можно констатировать, что практика применения мер ответственности по отношению к недобросовестным заказчикам , не соблюдающим требования о размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства, пока не сложилась, поскольку административная ответственность за нарушение данных требований была введена лишь в середине 2009 года.  Успешной интеграции малого предпринимательства в систему размещения заказов также препятствует низкий уровень осведомленности предпринимателей о проводимых торгах и крайне невысокая степень доверия к процедуре проведения конкурсов на размещение государственного и муниципального заказа. Как показывает практика, малые предприниматели ассоциируют процедуру размещения государственного заказа со значительным  усилением контроля за их деятельностью либо с необходимостью преодоления коррупционных барьеров.  Кроме того, полноценному потенциалу системы государственного и муниципального заказа в области поддержки субъектов малого предпринимательства препятствует отсутствие механизмов привлечения малых предприятий в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов, а также участия в реализации заказов государственных компаний и корпораций.
          По мнению участников Парламентских слушаний, ввиду отсутствия системного законодательства в области стимулирования и поддержки  малого и среднего инновационного предпринимательства, уровень развития данного сектора российской экономики продолжает оставаться крайне невысоким. Так, показатели изобретательской активности в Российской Федерации более чем в 10 раз уступают аналогичным показателям КНР, а доля вовлечения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот составляет менее 3%.
          Несмотря на законодательное закрепление права бюджетных учреждений науки и образования создавать хозяйственные общества в целях внедрения результатов научно-технической деятельности (далее РНТД), на практике  учреждение малых инновационных предприятий является весьма проблематичным. Это связано с тем, что вышеупомянутая законодательная норма противоречит положениям Федерального закона О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов , не допускающим направление средств федерального бюджета на создание других организаций. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации не урегулированы вопросы  оценки объектов интеллектуальной собственности и их постановки на бухгалтерский учет. Вместе с тем, решение данной проблемы представляет исключительную важность для дальнейшего развития инновационного предпринимательства, поскольку корректная оценка интеллектуальной собственности может послужить основанием для увеличения балансовой стоимости предприятия и использования оцененных прав на РНТД в качестве залога для привлечения кредитных ресурсов. Участники Парламентских слушаний также отмечают важность развития правовой базы в сфере венчурного инвестирования и кредитования малых и средних инновационных предприятий, поскольку упрощение доступа указанных предприятий к соответствующим кредитным ресурсам позволит придать ощутимый импульс развитию инновационной активности малого и среднего бизнеса.  

Учитывая изложенное, участники Парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, представителям российских деловых кругов, учреждениям денежно-кредитной системы Российской Федерации, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, ученым и специалистам, профессиональным ассоциациям промышленников и предпринимателей консолидировать усилия по совершенствованию законодательного регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целях стимулирования предпринимательской деятельности населения и повышения эффективности защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства, сосредоточив их на следующих приоритетных направлениях:
1.      В части повышения эффективности защиты субъектов малого и среднего предпринимательства от административного давления и ликвидации административных барьеров, препятствующих эффективному осуществлению предпринимательской деятельности, следует:
     продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
законодательно ограничить перечень платных услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями в связи с необходимостью выполнения функций, возложенных на  данные органы и учреждения;
создать региональные и муниципальные центры по работе с субъектами малого предпринимательства в целях оказания данным субъектам информационно-консультационной поддержки и помощи в составлении документов, приеме документов, перенаправлении их в соответствующие органы и получении разрешений Ростехнадзора, Роспотребнадзора, пожарного надзора и других контролирующих органов;
ужесточить меру ответственности должностных лиц контролирующих органов, инициирующих коррупционные отношения, и одновременно смягчить санкции, применяемые к субъектам малого и среднего предпринимательства за участие в таких отношениях, в случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства не получили незаконную выгоду от совершения коррупционной сделки;
разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации в части лишения должностных лиц органов внутренних дел права применения мер к обеспечению административного производства по ряду административных правонарушений.
2.      В части повышения эффективности противодействия преступным посягательствам на недвижимое имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства либо находящееся в их собственности,  необходимо:
     разработать и принять проект федерального закона О собственности в Российской Федерации , развивающий фундаментальные принципы отношений собственности и направленный, в том числе, на урегулирование вопросов оценки собственности, систематизацию видов и режимов регулирования собственности (в том числе частной и государственной), определение порядка смены собственников предприятий и создание правовых условий для эффективного использования активов;
разработать и принять пакет законов, направленных на противодействие незаконному захвату собственности хозяйствующих субъектов и  предотвращение недружественных слияний и поглощений;
       ускорить разработку и внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части введения определений преступного посягательства на объекты собственности и незаконного захвата объектов собственности, а также установления норм, предусматривающих наступление уголовной ответственности за подобные преступления;
     разработать и внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ответственность за преступные действия против субъекта собственности;
упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности судей, нотариусов, регистраторов, находившихся в преступном сговоре с лицами, осуществлявшими преступные посягательства на объекты собственности либо незаконный захват объектов собственности путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы О статусе судей в Российской Федерации , О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате , Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
3.      В части совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по вопросу использования, аренды и приватизации государственного и муниципального имущества, а также отношения в сфере землепользования, следует:
     разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации, устанавливающие минимальный срок действия договора аренды государственного и муниципального имущества, заключаемого с субъектами малого и среднего предпринимательства, на уровне не менее 3 лет, а также законодательно закрепить четкий механизм расчета цены аренды такого имущества с целью пресечения фактов завышения размеров арендной платы;
разработать и внести в законодательство Российской Федерации изменения в части установления четких критериев добросовестности арендатора и введения уведомительного порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок в случае соответствия арендатора упомянутым критериям;
     придать бессрочный характер нормам Федерального закона от 22 июля 2009 года 159-ФЗ Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ;
законодательно закрепить новый способ приватизации государственного и муниципального имущества, предусматривающий продажу арендованного государственного и муниципального имущества его арендаторам-субъектам малого и среднего предпринимательства;
разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации, позволяющие субъектам малого и среднего предпринимательства реализовывать свое преимущественное право на выкуп недвижимого имущества в отношении нежилых помещений, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям;
разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие включение федерального имущества в состав имущества, в отношении которого субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать свое преимущественное право на выкуп государственного и муниципального имущества;
законодательно закрепить минимальные и максимальные пороговые значения первоначального взноса за имущество, выкупаемое субъектами малого и среднего предпринимательства, и общей длительности периода рассрочки платежей;
законодательно закрепить право субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих выкуп государственного и муниципального имущества, на определение порядка рассрочки платежей в случае, если данный порядок не установлен соответствующим договором;
создать специальный имущественный фонд, осуществляющий предоставление не предназначенных для выкупа помещений в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях;
сосредоточить усилия на развитии системы государственного гарантирования недорогих целевых кредитов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления выкупа государственного и муниципального имущества.
4.      В части налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо:
внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, подзаконные акты Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, направленные на снижение налогового бремени в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, в особенности малых инновационных предприятий. Данные изменения должны предусматривать  упрощение налоговой отчетности для субъектов малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и каникул в целях стимулирования развития производственной и инвестиционной деятельности малых инновационных предприятий;
упростить процедуру администрирования и уплаты налогов и сборов (взносов) для субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы;
разработать и внедрить механизмы благоприятного таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий, создаваемых и функционирующих в рамках технопарков, научно-инновационных центров, инновационных бизнес-инкубаторов и т.д.;
внести изменения в Налоговый кодекс, предоставляющие субъектам РФ право самостоятельно формировать перечень видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения на основе патента;
ввести дифференцированную шкалу тарифов страховых взносов для облегчения значительно возросшей налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства,  применяющие специальные налоговые режимы. При этом размер тарифов страховых взносов целесообразно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщика и используемого им налогового режима. Например, размер совокупного тарифа может быть снижен для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности применяющих общий режим налогообложения;
установить минимально возможный размер совокупного тарифа страховых взносов для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения,  при условии, что основным видом деятельности указанных субъектов является производство продукции обрабатывающей промышленности (за исключением алкогольных напитков, пива и табачных изделий), а также внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности;
ввести запрет на изъятие подлинников документов проверяемых организаций и индивидуальных предпринимателей для пресечения возможных злоупотреблений, которые могут быть допущены должностными лицами органов  контроля за уплатой страховых взносов в ходе проведения выездных проверок;
 усилить ответственность представителей контролирующих органов, проводящих выездную проверку, за незаконное изъятие подлинников документов у проверяемых плательщиков страховых взносов;
внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от налогообложения сумм субсидий, полученных субъектами малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке оказания государственной и (или) муниципальной помощи.
5.      В части оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную и инновационную деятельность, необходимо:
ускорить предоставление денежных средств, предоставленных Внешэкономбанку для реализации антикризисной программы поддержки  реального сектора экономики, субъектам малого и среднего предпринимательства, испытывающим финансовые затруднения;
принять решение об увеличении объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирования процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства продукции обрабатывающей промышленности и инновационной продукции;
уделить особое внимание вопросам финансовой поддержки микробизнеса посредством развития системы микрофинансирования в Российской Федерации. С этой целью необходимо осуществить ускоренную доработку и принятие Федерального закона О микрофинансовых организациях , предусматривающего возможность предоставления таким предприятиям недорогих микрозаимствований;   
активизировать оказание финансовой поддержки субъектам среднего бизнеса, которые нуждаются в предоставлении недорогих кредитных ресурсов на более длительный срок;
законодательно закрепить оказание поддержки микрокластерам предпринимательства в процессе изучения и адаптации зарубежного опыта, организации информационного обмена между участниками развивающегося кластера, размещения участников кластера на единой территории (технопарк, промышленный парк, технико-внедренческая особая экономическая зона), осуществления поставок инновационной продукции для государственных нужд;
разработать и внести изменения в Федеральный закон О банках и банковской деятельности , направленные на создание эффективной системы льготного кредитования перспективных обрабатывающих  и инновационных производств, ориентированных на экспорт. Следует также законодательно закрепить возможность банковских организаций выступать в качестве институциональных инвесторов при реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере высоких технологий;
разработать и внести изменения в Федеральный закон О банках и банковской деятельности , предоставляющие коммерческим банкам право инвестировать средства в активы малых и средних инновационных компаний;
разработать и внести изменения в Федеральный закон О финансовой аренде (лизинге) в части создания благоприятных условий для лизинга уникального наукоемкого оборудования предприятиями, внедряющими инновационные технологии и специализирующимися на выпуске высокотехнологичной продукции;
разработать и принять пакет федеральных законов, регламентирующих формы и порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов, а также закрепляющего механизм страхования и гарантирования венчурных вложений в высокотехнологичные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
разработать и внести изменения  в законодательство Российской Федерации, направленные на обеспечение устойчивости и минимизацию рисков деятельности кредитных кооперативов с целью стимулирования развития системы кредитных кооперативов, предоставляющих услуги по кредитованию субъектов малого предпринимательства.
     6.В части повышения уровня участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственных и муниципальных заказов необходимо:
рассмотреть возможность увеличения доли государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 20 до 35%;
усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении государственных и муниципальных заказов;
разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации в части ужесточения мер ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за нарушение требований к доле заказов, размещаемых у  субъектов малого предпринимательства;  
распространить действие законодательства Российской Федерации в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на заказы государственных компаний и государственных корпораций, одновременно обеспечив полноценный доступ субъектов малого предпринимательства к получению таких заказов;
рассмотреть возможность применения к крупным предприятиям - победителям конкурсов по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд -  требований по обязательному привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам;
осуществлять активное  информирование субъектов малого предпринимательства о размещении  государственных и муниципальных  заказов;
разработать специальные рекомендации по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсе по размещению государственного и муниципального заказа, а также формировать реестры лучших практик участия субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд;
организовать осуществление мониторинга размещения заказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей деловых ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства.
     7. В части стимулирования развития малого и среднего инновационного предпринимательства следует:
     разработать и принять Федеральный закон Об инновационной деятельности , определяющий цели, принципы и методы государственной инновационной политики, а также устанавливающий формы и инструменты стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;
 разработать систему правовых и экономических инструментов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;
разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации, предоставляющие учреждениям среднего профессионального образования технического профиля создавать хозяйствующие общества с целью внедрения результатов научно-технической деятельности указанных учреждений;
сосредоточить усилия на совершенствовании порядка оценки объектов интеллектуальной собственности и их постановки на бухгалтерский учет.
     
     

Председательствующий:
    Первый заместитель Председателя
 Комитета Государственной Думы
   по экономической политике и
  предпринимательству
    В.А.Головнев