Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 5 Экономическая политика России в условиях мирового экономического кризиса


Основные концепции экономической политики

     Для проведения адекватного анализа сложившейся экономической ситуации концептуальное значение имело выступление Председателя Правительства РФ В.В. Путина на Всемирном экономическом форуме в Давосе 28 января 2009 года, которое позволило подвести некоторую предварительную черту под множеством публичных заявлений зарубежных и отечественных политиков и экспертов по ключевым проблемам сложившейся в настоящее время в мировой экономике и экономике России чрезвычайной и опасной ситуации. Из общего смысла выступления следует, что в настоящее время в российской (и мировой) теории и практике управления сформировались две принципиально противоположные и взаимоисключающие концепции экономической политики: концепция периода кризиса и концепция переходного периода (в интерпретации В.В. Путина - концепция периода глобальной нестабильности ), от исхода противостояния которых в рамках реализации антикризисных программ и будут зависеть как будущее мировой экономики и экономики России, так и будущее геополитическое и цивилизационное положение России в мире.
     Первая концепция - политика периода кризиса - является в настоящее время доминирующей в российской (и мировой) теории и практике управления всех уровней и предусматривает (при явно необоснованном преувеличении значения существующих в России крупных денежных резервов, как и преувеличении значения и роли собственно денежного фактора и монетаристской экономической политики) преимущественную (отчасти, неконтролируемую и неэффективную) поддержку государством финансового (банковского, валютного и фондового) сектора экономики - при сокращении бюджетного финансирования инвестиционных программ, включая инновационные, то есть прорывные направления научно-технического и технологического характера. Такая концепция, включающая практически все существующие политические и экспертные утверждения (без четкого представления о режимах и ритмах (то есть периодах) мировых экономических циклов) о циклическом (или системном) кризисе (или открытия наличия экономических кризисов и циклов вообще), является некорректной, поскольку текущие состояния и мировой экономики, и экономики России таковыми, в действительности, не являются (собственно циклический спад мировой экономики и экономики России следует ожидать лишь с 2020 по 2032 годы).
    Реализация такой концепции (при всех имеющих место кризисных проявлениях в определенных сферах мировой экономики и экономики России, которые связаны с ухудшением параметров, главным образом, спекулятивных (фиктивных) и монополистических секторов экономики) означает (и, что особенно важно, допускает) дальнейшее сползание экономики России в состояние кризиса и далее - в состояние депрессии - со всеми вытекающими из этого негативными последствиями (включая понижение объемов производства и спроса, занятости и уровня жизни, а также повышение уровня цен и объемов вывоза капиталов, процентных ставок и инфляции и, наконец, ускорение девальвации рубля - в случае задержки принятия решений по созданию региональных финансовых центров и внешних операций в рублях). Такой подход к интерпретации сложившейся ситуации (при всей очевидности ее кризисных признаков) является не только некорректным, но и практически неприемлемым, поскольку в этом случае экономика России вступит (и вступит ли вообще) в период роста (после прохождения неизбежных за периодом кризиса периодов депрессии и оживления) лишь через неопределенное число (весьма тяжелых и сложных во всех отношениях) лет.
    Такая концепция является не только некорректной, но и опасной в социально-полити-ческом плане, ориентируя население, бизнес ( предпринимательский дух ) и власти всех уровней на негативные ожидания, что может еще более ухудшить сложившуюся ситуацию. В целом, данный подход (с теми или иными поправками) выражается в сохранении чрезмерной сырьевой и финансовой (фондовой, валютной, кредитной) зависимости экономики России, а также стандартов потребления от внешних условий и факторов экономического развития, в сохранении монополярности (модели идеального шторма ) мировой экономики (и связанных с этим возможностей провоцирования ухудшения состояния экономики России).
    Вторая концепция, которой вполне обоснованно придерживается Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов, - политика переходного периода (а именно, от оживления к подъему) - предусматривает, в отличие от кризисной концепции, напротив, преимущественную поддержку государством (при безусловной оптимизации и контролируемости государственных расходов) реального сектора экономики, прежде всего, инновационных, то есть прорывных направлений научно-технического и технологического характера. Очевидно, что при этом не исключается также и целевая поддержка как регионов России и социальной сферы (поскольку именно в регионах и реальном секторе экономики, в наибольшей степени связанных с этой сферой, и происходит создание наибольшего количества рабочих мест и объемов потребительского спроса), так и банковской сферы (прежде всего, в части долгосрочного кредитования ими по минимальным (понижающимся, а не повышающимся в условиях переходного периода) ставкам того же реального сектора экономики).
    В контексте такого подхода, концептуальными для экономики России (в той или иной мере также и для мировой экономики) являются следующие (соответствующие в целом и общей позиции Председателя Правительства РФ В.В. Путина, в частности, в отношении интерпретации им текущего периода мировой экономики и экономики России не как кризисного , а как периода глобальной нестабильности , то есть фактически (с той или иной коррекцией) - переходного периода от оживления к подъему ) положения, которые включают множество стандартных специальных мер экономической политики (в том числе законодательного характера) и из которых и следует исходить при формировании и реализации антикризисных программ на всех (и федеральном, и региональных) уровнях управления:
    - Основные причины сложившейся в настоящее время кризисной ситуации в экономике России состоят в достижении в 2007 году максимального разрыва между денежными (номинальными) и реальными условиями и факторами экономического развития (максимального уровня денежной, в том числе ссудной, валютной и фондовой активности), между фиктивным и реальным (производительным) секторами экономики, то есть фиктивными (краткосрочными) и реальными (долгосрочными) ресурсами, капиталами и доходами (накоплениями, инвестициями и резервами).
    - Текущее состояние экономики России (в зависимости от подхода - с пиком , дном или, что более точно, переломным моментом к концу 2009 года) характеризуется завершением периода оживления (с 2003 по 2007 годы) экономики, исчерпанием фиктивных ( бумажных ) и лучших, экстенсивных и традиционных (как правило, устаревших), спекулятивных и монополистических, сырьевых и внешних условий и факторов экономического развития, началом поэтапного переходного (с 2007 по 2011 годы) периода к периоду подъема (с 2011 по 2015 годы) экономики России.
    - Экономическая политика России в указанный переходный период должна состоять в преодолении к 2011 году сложившейся ранее предельной дифференциации страновых, региональных и индивидуальных доходов, в снижении уровня денежной активности (и в целом, чисто монетаристской экономической политики, направленной на сдерживание инфляции), в ликвидации доминирования сферы обращения над сферой производства, в смещении внутренних и внешних ресурсов, капиталов и доходов (накоплений, инвестиций и резервов) в реальный сектор экономики.
     - Роль государства в указанный переходный период должна состоять (с теми или иными изъятиями) в резком повышении до конца 2011 года уровня и масштабов прямого государственного регулирования экономики России, в увеличении объемов контролируемых государственных (государственно-частных) инвестиций (бюджетных расходов и накопленных ранее резервов) в реальный сектор экономики, прежде всего, инфраструктуру и занятость, изменении уровней и структуры внутренних и внешних цен, совокупного и текущего спроса.
    - Перспективы развития экономики России в результате проведения указанной экономической политики и общего временного усиления роли государства должны состоять в завершении к концу 2009 года наиболее опасного и сложного этапа переходного периода, во вступлении с конца 2011 года экономики России (наряду с мировой экономикой, прежде всего, США - как мирового экономического центра) в период подъема (роста ее реального сектора - как определяющего фактора мировых экономических циклов), в кардинальном изменении ее места в мировой экономике.
     В отличии от первой (наиболее простой и общедоступной - кризисной ) концепции, реализация концепции переходного периода исключает дальнейшее (и частью провоцируемое) сползание экономики России в состояние кризиса и далее - в состояние депрессии , то есть ориентирует экономику России (и все уровни законодательной  и исполнительной власти) именно на структурные изменения (от фиктивной к реальной, а также от монополистической к конкурентной экономике, от сырьевой к обрабатывающей промышленности, от внешнего к внутреннему сектору экономики) и дальнейший (через два-три года - при правильной политике) ее переход в состояние подъема. Очевидно, что, так или иначе, аналогичные цели ставятся и кризисной концепцией, однако, принципиальные отличия указанных концепций состоят в том, что такие структурные изменения являются характерными и поэтому осуществимыми не в периоды кризиса (имеющие иные характеристики и циклические преимущества ), а именно в переходные периоды мировых экономических циклов (в частности, от оживления к подъему или от кризиса к депрессии).
    Такая концепция, в отличии от кризисной концепции, является не только корректной, но и приемлемой в социально-политическом плане, ориентируя население, бизнес ( предпринимательский дух ) и власти всех уровней на позитивные ожидания, что может смягчить (и даже кардинально изменить) сложившуюся ситуацию. В целом, такой подход выражается в преодолении, прежде всего, вышеуказанной (достаточно очевидной) чрезмерной сырьевой и финансовой (и фондовой, и валютной, и кредитной) зависимости экономики России, а также стандартов потребления от внешних условий и факторов экономического развития, то есть в преодолении монополярности (модели идеального шторма ) мировой экономики (и связанных с этим возможностей провоцирования в дальнейшем ухудшения состояния экономики России), в том числе в рамках реализации Программы Стратегия-2020 .
    Таким образом, для своевременного и эффективного преодоления сложившейся в экономике России (и, очевидно, в мировой экономике в целом) чрезвычайной кризисной ситуации необходимо, как это ни парадоксально, создание не столько антикризисной программы , которая в дальнейшем неизбежно будет преобразована в антидепрессионную программу (с перспективой перехода экономики в состояние стагнации), а создание на институциональных (федеральном и региональных) уровнях именно проциклической программы , направленной на прохождение в оптимальном режиме (с минимальными потерями) всех периодов текущего мирового экономического цикла, включая его переходный период с 2007 по 2011 годы. Иначе говоря, экономическая политика России не должна (как бы это ни было просто) ограничиваться сложившейся (краткосрочной) ситуацией, что является в принципе неконструктивным - с минимальными (в лучшем случае) позитивными результатами, а должна формироваться до 2032 года (до 2064 года - в рамках следующего мирового экономического цикла), учитывая долгосрочные условия и факторы не только экономического, но и культурного, геополитического и цивилизационного развития.