Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 2 "Стратегия Высоких Технологий" германского правительства - пример эффективного участия государства в реализации общенациональных программ развития


"Стратегия Высоких Технологий" - комплексная программа инновационного развития национальной экономики Германии

     С 2004 года в экономике Германии обозначился устойчивый экономический подъем. В условиях общего оздоровления инвестиционного климата возросла готовность немецкой промышленности пойти на существенное увеличение затрат на исследования и разработки. Так в 2005 г. на эти цели было выделено почти 39 млрд. евро, в 2006 г. - около 40 млрд., в целом же инновационная деятельность на 2/3 финансируется сегодня за счет средств германской промышленности. В бизнес-сообществе, в политической элите страны сформировалось далеко идущее согласие относительно того, что а)-высокий уровень инвестиций промышленности и государства в инновации, исследования и разработки, в систему образования является основным источником  долгосрочного экономического роста и что б)-эти инвестиции в будущее только в том случае обеспечат эффективную отдачу, если государство сумеет создать для них соответствующие благоприятные условия. Решение этой задачи легло на плечи нового федерального правительства, которые было сформировано по итогам выборов в бундестаг ФРГ в сентябре 2005 г.
    В августе 2006 г. Правительство ФРГ утвердило так называемую Стратегию Высоких Технологий (далее по тексту - СВТ) - фактически комплексную программу инновационного развития национальной экономики на ближайшие годы (результаты первого этапа будут подведены в конце легислатурного периода  действующего парламента в 2009г.). На государственном уровне была сформулирована и предъявлена обществу амбициозная  цель: на длительную перспективу закрепить место Германии в группе  стран, лидирующих в области высоких технологий, что, по мнению немецкого политического руководства, является в современных мировых реалиях определяющей предпосылкой  устойчивого долгосрочного экономического роста и, следовательно, успешной реализации неотложных социальных  программ.
    В разработке СВТ приняли участие все основные федеральные министерства и ведомства. При этом ее авторы двигались в русле общей международный тенденции создания для нужд инновационной политики интегрированных концепций развития: предлагаемые меры носят отчетливо выраженный межотраслевой и междисциплинарный характер и направлены на определение общих рамок, которые позволяли бы увязать воедино на государственном уровне  все составляющие части национальной инновационной системы - научные исследования и разработки, образование, финансирование, механизмы рыночной коммерциализации инноваций, меры законодательного регулирования, сетевые структуры взаимодействия государства, промышленности и гражданского общества.
    Следует высоко оценить в разработку СВТ и личный вклад нового федерального канцлера Ангелы Меркель. Сама незаурядный ученый-физик, она не только более чем кто-либо осознала актуальность задачи вывода взаимоотношений науки и производства на качественно новый, стратегический уровень партнерства, но и проявила немалую политическую волю, сумев согласовать в целях ее решения различные политические и экономические корпоративные интересы.
    СВТ состоит из двух крупных взаимосвязанных между собой тематических блоков. В первом блоке федеральное правительство изложило свое видение наиболее важных предпосылок реализации стратегии. Их пять:     

     1.Новый уровень взаимоотношения науки и промышленности, которые должны строиться как отношения стратегического партнерства.
    2.Экономически более привлекательные рамочные условия для инновационной деятельности промышленности, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса.
    3.Ускорение процесса распространения новых технологий.
    4.Широкое международное сотрудничество Германии в целях приращения собственного научного инновационного потенциала.
    5.Достаточное количество квалифицированных специалистов, способных решать на всех уровнях задачи инновационного развития.

     Федеральное правительство заявило, что в рамках своей компетенции берет ответственность за их создание, используя весь набор средств и методов государственного регулирования и поддержки. Кроме того, за собой оно оставляет важную функцию посредника между бизнесом, наукой и гражданскими институтами по всему комплексу вопросов инновационного развития. Поэтому стратегия - это не только набор конкретных и подробно прописанных государственных мероприятий, программ и обязательств, но и целый ряд инициативных идей и предложений, окончательное решение по которым может быть достигнуто только на основе широкого общественного диалога всех заинтересованных участников.
     Во втором блоке федеральное правительство формулирует 17 более прикладных стратегий развития, разработанных применительно к отдельным секторам инновационной деятельности (национальная безопасность, нано-и биотехнологии, медицина и т.д.).
    Серьезность своих стратегических инновационных намерений правительство подкрепило дополнительными крупными бюджетными ассигнованиями: расходы на исследования и разработки на 2006-2009 гг. были увеличены с 9 до 15 миллиардов евро. Этот уровень рассматривается немецким руководством как серьезная заявка на то, чтобы достичь цель, сформулированную в Лиссабонским договором ЕС, то есть довести к 2010 году долю расходов на научные исследования и разработки до 3% ВВП стран-членов союза (в Германии она составляет сегодня около 2,5%).