АВ 2008г. Выпуск 1 Об экологической безопасности России
На заседании Совета Безопасности Российской Федерации 30.01.2008 года было подчеркнуто, что экологические проблемы обостряются по мере роста экономики, затрагивают практически все стороны народного хозяйства и имеют таким образом системный характер.
Решение экологических проблем Российской Федерации необходимо рассматривать не фрагментарно, а с позиции единой стратегии государства, направленной на обеспечение устойчивого развития России. Определяющим критерием устойчивого развития государства является качество жизни его населения, которое существенно обусловлено состоянием экологической безопасности общества. Это диктует необходимость разработки "Стратегии экологической безопасности России", принятой на уровне Федерального закона РФ.
Экологическая политика должна быть основана на убеждении, что высокие экологические стандарты стимулируют инновационные и предпринимательские возможности. Экономическая, социальная и экологическая политика тесно взаимосвязаны. Особое внимание следует обратить на сохранение экологической безопасности человека. Во главе экологической политики должно стоять право каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Целевая долгосрочная работа по обеспечению экологической безопасности России предполагает ряд составляющих: организационную, законотворческую, научно-исследовательскую, образовательную. Особого внимания в реализации данной работы требуют региональный и международный уровни.
Организационная работа:
Одной из важнейших причин возникновения проблем экологической безопасности в России является отсутствие единого федерального органа, координирующего экологическую безопасность в стране и наделенного всеми необходимыми полномочиями по организации природоохранной деятельности и контроля за состоянием природных ресурсов. Таким органом может быть Федеральная служба по охране окружающей среды и природопользованию при Правительстве РФ.
Создание единого органа в области обеспечения экологической безопасности, в первую очередь, позволит не только всесторонне и комплексно оценить эффективность уже действующего законодательства в этой области и определить потребности в его корректировке, но и компетентно определить пробелы в существующем законодательстве и потребность в подготовке и принятии новых законопроектов.
Кроме того, необходимо создать единый государственный орган по земельному контролю всех категорий земель, входящий в создаваемую Федеральную службу при Правительстве Российской Федерации. Его необходимость обусловлена тем, что ряд категорий земель, таких как:
-земли запаса;
-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в настоящее время находятся вне земельного надзора, а другие земли контролируются несколькими надзорными органами, что вызывает путаницу и невозможность оперативного решения возникающих на них экологических проблем.
В организационном плане также необходимо:
Создать службу мониторинга качества жизни населения в региональном разрезе.
Отработать механизмы исполнения существующих законов и нормативных актов в законодательной сфере.
Привести в соответствие с поставленными задачами региональное законодательство. (Например: в 22 субъекта Российской Федерации приняли законы об энергосбережении, в 30 работа продолжается. В 42-х субъектах Российской Федерации действуют соответствующие постановления. Реализуются 20 региональных программ энергосбережения. Одиннадцать субъектов Российской Федерации поддерживают энергосберегающие программы средствами областных бюджетов. В четырех регионах администрации ввели налоговые льготы, стимулирующие инвестирование в энергосбережение).
Законотворческая работа:
Ведущими направлениями законотворческой работы по обеспечению экологической безопасности должны стать следующие:
Переход на технологическое нормирование во всех сферах хозяйственной деятельности.
Экономическое стимулирование технологического перевооружения модернизации водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья.
Развитие систем использования вторичных ресурсов и переработки отходов.
Модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива.
Развитие экологически безопасных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья.
Создание и развитие природного заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента экономического развития регионов, сохранение уникальных природных комплексов.
Сохранение и восстановление природных экосистем, предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности.
Необходимо разработать и принять новые законодательные акты:
Закон об экологическом страховании. При нынешней процедуре банкротства уничтожение отходов, рекультивация земель ложится на плечи государства, субъекта федерации и муниципалитеты. Так как бывший собственник уже не способен на это, а новый приобретает только необходимые здания и сооружения.
Закон об экологическом аудите, т.к. это понятие только продекларировано в Федеральном законе Об охране окружающей среды
В Федеральный закон "Об экологической экспертизе" внести ряд изменений, направленных на обеспечение экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Предусмотреть в Федеральном законе включение в экономические показатели развития национальной экономики полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции и стоимости природоохранных работ (услуг), обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей, учет стоимости "экологических легких" страны - лесов и Мирового океана.
Предусмотреть в Федеральном законе полномасштабную реализацию международного принципа "загрязнитель платит": обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения, создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их целевое использование на сохранение и восстановление природной среды.
Предусмотреть в ФЗ создание системы оценки социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий с последующим обеспечением финансирования из бюджетов различных уровней и внедрением механизмов частно-государственного партнерства, формирование применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки.
Предусмотреть в Федеральном законе создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий (наилучших существующих технологий), товаров и услуг, формирование системы экологических рейтингов производств.
Предусмотреть в Федеральном законе совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления природной среды.
Предусмотреть в Федеральном законе использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы.
Внести изменения в статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с нарушениями в сфере природопользования и охраны окружающей среды, увеличив суммы административных штрафов минимум в 10 раз.
В настоящее время требуется совершенствование правовых механизмов по обеспечению оценки и снижению экологических рисков здоровья населения; обеспечению качества воздуха и воды в соответствии с установленным нормами; обеспечению населения экологически безопасными продуктами питания, в том числе контроль за ввозом, производством и оборотом продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически измененных форм; обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода.
Научно-исследовательская работа:
Разработка прогнозов, связанных с глобальными климатическими изменениями, перспективами экологического развития России.
Формирование новых подходов и технологий в использовании природного потенциала России.
Разработка средств и методов утилизации отходов производства и потребления и опасных отходов.
Разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Образовательная и воспитательная работа:
Основой экологической безопасности государства является экологическая культура населения страны, уровень его экологического мышления.
С целью формирования экологической культуры и развития экологического мышления населения России необходимы следующие мероприятия:
Создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения.
Включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса.
Разработка государственных стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации.
Формирование экологического мышления у ребенка через обеспечение его непосредственного контакта с живой природой (развитие системы экологических лагерей, модельных экологических участков при школах и т.д.).
В сфере региональной политики:
Основными задачами в области региональной политики обеспечения экологической безопасности являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Для этого необходимы:
Внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами.
Концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой.
Резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий.
Учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования.
Расширение практики использования местных природных, сырьевых и энергетических ресурсов на основе экологически чистых технологий.
Обеспечение приоритетного участия местного населения, в том числе, коренных малочисленных народов, в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
В сфере международного сотрудничества:
Участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране.
Упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.
Программно-целевые мероприятия:
Федеральная целевая программа Чистая вода
Создание и формирование Федеральной целевой программы Чистая вода продиктовано необходимостью улучшения качества питьевой воды, подаваемой населению, и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека, повышением качества управления объектами водоснабжения. Одним из аспектов дайной программы может являться расширение участия государства в научных изысканиях и промышленном производстве бытовых фильтров, пропаганде их использования.
Федеральная целевая программа "Чистая вода" включает в себя разработку следующих подпрограмм:
Подпрограмму "Обезвреживание жидких радиоактивных отходов с последующей утилизацией твердой радиоактивной фазы";
Подпрограмму "Создание комплекса очистных сооружений для очистки сточных вод и биологически непригодной воды в реках, водохранилищах и болотах";
Подпрограмму "Технологическое перевооружение и модернизация. водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве".
Федеральная целевая программа Чистый воздух
Создание национальных стандартов качества атмосферного воздуха с целью уменьшить содержание шести наиболее распространенных и опасных для здоровья загрязняющих веществ, которые иногда называют мерилами загрязнения. К ним относятся окись углерода, свинец, двуокись азота, двуокись серы, приземный озон и твердые частицы или сажа.
Федеральная целевая программа "Чистый воздух" включает в себя разработку следующих подпрограмм:
Подпрограмму "Биотопливо";
Эта подпрограмма должна быть разработана в целях содействия развитию, внедрению в транспортный сектор альтернативного топлива, получаемого из сырья ненефтяного происхождения.
Подпрограмму "Экологически эффективное производство энергии на основе использования возобновляемых источников, альтернативных видов топлива и вторичного сырья";
Подпрограмму "Модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта".
Федеральная целевая программа Чистая земля
Создание условий для наиболее полной переработки и утилизации отходов жизнедеятельности, а так же внедрение новейших технологий предотвращения и ликвидации последствий техногенных экологических катастроф.
Федеральная целевая программа Чистая земля включает в себя разработку следующих подпрограмм:
Подпрограмму "Обезвреживание жидких радиоактивных отходов с последующей утилизацией твердой радиоактивной фазы";
Подпрограмму "Развитие системы использования вторичных ресурсов и переработки отходов";
Подпрограмму "Развитие экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий при реконструкции ЖКХ и строительстве нового жилья".
Реализация этих предложений может принести существенную экономию ресурсов, повысит экологические стандарты, значительно снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду и создаст новые стимулы для развития инновационной экономики.