АВ 2006г. Выпуск 3 Проблемы развития и кодификации законодательства о ЖКХ в Российской Федерации
3.2. Создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных жилых домов и общего имущества в многоквартирных домах.
Конституция Российской Федерации относит вопросы административное законодательства к сфере вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, вопросы создания и совершенствования правовой базы, связанной с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных жилых домов и общего имущества в многоквартирных домах регулирование должно осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В связи с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации стала вполне очевидной необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), поскольку соответствующие нормы главы 7 Кодекса об административных правонарушениях в области охраны собственности разрабатывались на основе норм Жилищного кодекса РСФСР. Основными вопросами, которые должны быть включены в нормы федерального закона о внесении изменений и дополнений в КоАП Российской Федерации должны стать следующие.
Установление единства терминологии. Например, Жилищный кодекс содержит видовое понятие жилое помещение , к которым относит все другие виды жилья, например, жилые дома. Вместе с тем ЖК четко разделяет понятия многоквартирный дом и жилой дом . Однако согласно КоАП жилые помещения, жилые дома, жилые помещения в многоквартирных домах - различные объекты правонарушений. Другой пример: КоАП предусматривает ответственность за переоборудование жилых домов или жилых помещений, тогда как в Жилищном кодексе Российской Федерации вместо переоборудование используются понятия переустройство и перепланировка жилых помещений.
Расширение круга субъектов административной ответственности, нарушающих порядок содержания индивидуальных жилых домов и общего имущества в многоквартирных домах. Например, действующие нормы КоАП устанавливают ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями только применительно к гражданам. Но жилые помещения могут принадлежать также и юридическим лицам, которых также целесообразно сделать субъектами данного вида ответственности. Другой пример: ответственность за нарушение правил ремонта жилых домов и жилых помещений могут нести только должностные лица или юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и жилых помещений. Но ремонт как жилых помещений, так и многоквартирных домов может проводиться и другими субъектами, которым также следует придать статус субъектов данного вида ответственности.
Изменение размеров административных штрафов. В ряде случаев нижний предел штрафа может быть уменьшен: например, минимальный размер штрафа за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений в настоящее время составляет 40 МРОТ. Очевидно, что эта сумма может намного превысить размер реальной опасность, созданной нарушением, поэтому данный минимум может быть снижен. С другой стороны, в ряде случаев административная ответственность может быть усилена по сравнению с действующими нормами. Например, достаточно очевидна необходимость увеличения размера штрафных санкций за нарушение требований нормативных актов в области строительства, за нарушение установленного порядка строительства объектов, их приемки и ввода в эксплуатацию. Предусмотренные размеры штрафов в нормах действующей редакции КоАП несопоставимо малы по сравнению с тем возможным вредом, который может быть причинен в результате указанных правонарушений.
Введение новых оснований привлечения к административной ответственности. Например, представляется целесообразным введение ответственности за нарушение правил предоставления коммунальных услуг, порядка перерасчета жилищно-коммунальных платежей, предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Субъектам Российской Федерации следует рекомендовать принять собственные законы, устанавливающие административную ответственность за содержание индивидуальных жилых домов и общего имущества в многоквартирных домах. В частности, целесообразно установить административную ответственность за производство строительных и ремонтных работ в воскресные и праздничные нерабочие дни, в ранние утренние и поздние вечерние часы, за применение оборудования и инструментов, вызывающих превышение нормативно допустимого уровня шума и вибрации, установленных ГОСТ 12.1.036-81. Административная ответственность должна быть наступать в случае загромождения и загрязнения материалами или отходами мест общего пользования, складирования и хранения строительных материалов, специальной техники, механизмов в помещениях общего пользования в многоквартирном доме. Необходимо ввести нормы об ответственности за ненадлежащее состояние фасадов многоквартирных домов, выразившееся в отсутствии необходимого текущего и капитального ремонта, предусмотренных проектом остекления и ограждений, неокрашенном и/или неисправном состоянии окон и входных дверей, экранов балконов и лоджий, водосточных труб, иных архитектурных элементов, за отсутствие фонарей дворового и иного наружного освещения (при условии, что земельный участок оформлен в состав единого комплекса недвижимости многоквартирного дома), а также неисправное или загрязненное состояние их и иных информационных и осветительных приборов, за ненадлежащее содержание придомовой территории, создание помех для вывоза мусора и уборки территории.
Необходимо в ближайшее время урегулировать основные процедуры, необходимые для привлечения виновных лиц к административной ответственности: законодательство должно определять, каким образом устанавливаются факты совершения соответствующих правонарушений, какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях, какие решения они выносят и т.д.
Представляется целесообразным принятие специальных норм, позволяющих реализовать систему контрольных и надзорных мероприятий со стороны органов государственной власти в многоквартирных домах. В частности, должны быть законодательно решены вопросы проведения проверок наличия разрешительной и проектной документации, контроля за соблюдением предусмотренных требований, установленных сроков и режимов, обеспечения доступа в помещения при проведении проверок, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, принятия необходимых мер для поддержания нормальных условий проживания и предупреждения ущерба жилым домам.
Необходимо также решить вопросы распределения сумм административных штрафов между бюджетами соответствующих территорий (субъектов федерации и муниципальных образований). Представляется разумным введение в законодательство принципа согласно которому, 50% суммы штрафа будет зачисляться в бюджет субъекта федерации, а 50% - в бюджет муниципального образования по месту нахождения должностного лица, принявшего решение о наложении административного штрафа. Это создаст дополнительные стимулы работы соответствующих муниципальных структур.
***
В целом, в исследованных сферах общественных отношений (в области управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, требований к жилым помещениям и административной ответственности собственников помещений за содержание индивидуальных жилых домов и общего имущества в многоквартирных домах) необходимо проведение систематизации всех перечисленных нормативных правовых актов, поскольку в настоящей момент соответствующие разделы законодательства не являются упорядоченными. Целью этой систематизации должно стать возникновение стройного, основанного на единых принципах механизма правового регулирования вопросов, связанных с проживанием граждан в многоквартирных домах, высокая степень согласованности соответствующих юридических норм, в том числе и принятых на разных уровнях государственной власти. Следует отметить весьма высокую степень кодификации норм, регулирующих исследованные области общественных отношений (они регламентируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях). Потребность в продолжении кодификации законодательства по данным вопросам, как представляется, следует оценить как незначительную.