Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 21 Экспертное сопровождение проектов федеральных законов: состояние, проблемы и возможные пути решения


 Основные этапы и методы проведения  экономической экспертизы
     Поскольку системообразующим признаком для экономической экспертизы является функциональный характер вопросов, содержащихся в законопроекте, то она должна проводиться на основе текстуального анализа законопроекта.
     Основные этапы такого экспертного исследования включают:
1. предварительное описание поля регулирования с выделением тех его положений, принятие которых будет иметь прямые последствия для одной или нескольких из перечисленных систем.
2. графическое изображение поля регулирования (диаграмма модели);
3. определение направления действия последствий и анализ совместимости отдельных отношений в системе регулирования;
4. оценку долгосрочных последствий, которые могут возникнуть в результате обусловленных действием норм закона изменений в объекте регулирования;
5. обобщение и оценку последствий, разработку рекомендаций
    Результатом финансово-экономической экспертизы должны быть оценки степени влияния и допустимости определенного воздействия на указанные системы.
    Экспертиза как регулярный процесс подразумевает ее организационное обеспечение. Она должна иметь активный характер, определяемый тем, что предложения, которые готовятся по результатам экспертизы, должны иметь статус достаточный для того, чтобы быть рассмотрены и учтены разработчиками в смысле введения компенсационных механизмов, устраняющих отмеченные негативные воздействия.
    Анализ литературы показывает, что при экономической экспертизе законопроектов мог бы быть использован аналитический инструментарий экономических и социальных наук, ранее разработанный применительно к сфере организации, планирования и управления:
    методы исследования эффективности;
    методы системного анализа;
    методы анализа последовательности действий и решений.
    Методы исследования эффективности  отличает незначительная степень формализации и широкое использование качественных показателей. Они традиционно используются для анализа результатов и определения путей решения проблем.
     Системный анализ мог бы служить для оценки целостности структуры и внутренних взаимосвязей проекта, а также для оценки результатов его применения и непредвиденных побочных явлений. С его помощью могла бы выявляться и оцениваться взаимосвязь компонентов в их совокупности и направленности на достижение цели правового регулирования.
     В частности, он является эффективным средством для обоснования целостности структуры и исследования внутренних взаимосвязей законопроекта, так и для оценки результатов применения его норм.
    В процессе системного анализа может быть выполнен:
    анализ проблемы;
    выявление целей и предлагаемых решений, их сопоставление с ожидаемыми результатами.
    Оценка возможных последствий может быть проведена с помощью следующей матрицы:

Цели законопроекта

Вес

Прямые последствия

Побочные явления

Отдаленные явления

Норма

  

оценка

Оценка

Оценка


     
     В качестве шкалы на первом этапе (качественная оценка) может быть использована следующая: СВ - существенный вклад, ЧП - частичная польза
    Системный анализ может быть дополнен корреляционным как методом, который может позволить ответить на вопросы: что влияет на что и в какой степени (могут быть использованы оценки по шкале весьма вероятно , вероятно , маловероятно , вряд ли ожидаемо ).
    Методы анализа последовательности действий и решений характеризуются более высокой степенью формализации и стандартизации процедуры и используются, в первую очередь, для систематизации и структурирования условий, обстоятельств и событий, сопутствующих принятию закона. С их помощью могут выявляться противоречия, элементы дублирования и узкие места в действии норм закона.