АВ 2004г. Выпуск 17 Соблюдение баланса интересов миноритарных и мажоритарных акционеров в законодательстве зарубежных стран
Проведенные в Гарвардском университете сопоставления эффективности правовых систем 49 стран мира (не относящихся к типам "переходной" или "социалистической" экономик) с точки зрения защиты интересов инвесторов представляют очевидный интерес и для дальнейшей разработки корпоративного законодательства в странах с переходной экономикой. Приведем три основных вывода данного исследования.
Во-первых, несмотря на заметные различия законодательства, последнее в большинстве случаев предоставляет инвесторам довольно ограниченный набор прав. При этом страны, относимые к традициям "общего права", предоставляют инвесторам значительно лучшие механизмы защиты, чем это имеет место в странах "гражданской" (романо-германской) правовой традиции. Если французская модель (наиболее распространенная в мире) в плане защиты инвесторов оценивается как наименее эффективная, то германская и скандинавская модели занимают промежуточное место.
Во-вторых, существуют значительные различия в том, что касается исполнения законодательства (enforcement). Германская и скандинавская модели отличаются наилучшим уровнем исполнения законодательства. Последнее также достаточно "сильно" в моделях, базирующихся на традициях "общего права", но опять же оценивается как наиболее слабое в странах французской гражданской традиции.
В-третьих, существует явная зависимость между качеством защиты инвесторов и уровнем концентрации владения акциями. В среднем в мире (для крупнейших компаний, акции которых свободно торгуются на рынках) средний показатель концентрации владения акциями у трех крупнейших акционеров очень высок и составляет 46 %. Эта цифра соответствует первому общему выводу о слабой защите инвесторов в большинстве правовых систем мира.
Дисперсия собственности даже в США для 10 наиболее капитализированных компаний составляет 20 % (медиана 12 %). В целом уровень концентрации ниже 30 % отмечен только в США, Австралии, Великобритании, Тайване, Японии, Корее и Швеции.
Необычно высокий уровень концентрации отмечен в странах французской модели (для десяти крупнейших негосударственных фирм - в среднем 54 % для трех крупнейших акционеров). Наименьшая концентрация характерна для стран германской модели (34 %). В скандинавских странах этот показатель определен в 37 %, а страны "общего права" занимают промежуточные позиции - 43 %.