АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования
Концессионные отношения в США
Законодательство США в области недропользования складывается как из ряда федеральных законов, так и из законодательства отдельных штатов. Основными федеральными законами в области недропользования являются: "О горной аренде" (41-437) 1920 года; "О континентальном шельфе" (67-462) 1953 года; "Об аренде земель для добычи каменного угля" (90-1083) 1976 года. Его основной особенностью является возможность существования частной собственности на недра. Однако данная частная собственность является предметом большого числа изъятий и ограничений. Так владелец земельного участка, под которым залегают полезные ископаемые, может начать добычу данных полезных ископаемых только на основании специального разрешения (патента), выданного соответствующим государственным органом.
Федеральное законодательство США разрешает гражданам и корпорациям разрабатывать минеральные ресурсы на участках, принадлежащих федеральному правительству либо на основе покупки земли, либо посредством лизинга, который предполагает создание совместных предприятий, заключение соглашений о разделе прибыли или других видов соглашений. Покупка земельных участков с минеральными ресурсами иностранными юридическими или физическими лицами запрещена. Им предоставляется право на лизинг в случае, если страна их регистрации (гражданства) предоставляет гражданам США аналогичные права. Участие иностранцев в совместных предприятиях допускается только при условиях приобретения ими долей в капитале корпораций США. В отдельных штатах этой страны могут накладываться большие ограничения на деятельность иностранцев в сфере разработки минеральных ресурсов (например, на размер участков). Но существуют и штаты, в которых иностранцы получают такие же права, как и граждане США в стране регистрации (гражданства) иностранных юридических (физических) лиц.
В США предоставление прав на разработку недр, как правило, определяется термином аренда (lease), однако с содержательной точки зрения, характер взаимоотношений между государством и недропользователем во многом соответствуют определению понятия концессии, хотя отношения в области недропользования по праву США определяются как арендные. На федеральных землях разведка производится свободно всеми заинтересованными лицами. В случае если в результате разведки будет произведено коммерческое обнаружение, месторождение должно быть сертифицировано в Геологическом управлении, которое рекомендует размеры ренты, роялти и связанные с ними платежи. После этого концессионер должен подать в соответствующий орган государственной власти заявку на разрешение осуществлять добычу. Концессионер, с согласия соответствующего компетентного органа, может переуступить возможность осуществления прав по концессии (фактического осуществления добычи) специализированной добывающей компании, сохранив за собой часть доходов от добычи.
Закон о лизинге земель, содержащих минеральное сырье, (Mineral Leasing Act) в США был принят в 1920 г. и все дальнейшее регулирование условий лизинга в этой стране осуществлялось путем внесения изменений и дополнений к этому закону. При разведке и разработке нефтегазовых месторождений существует два типа лизинговых соглашений: соглашения, заключаемые в условиях конкуренции их соискателей или при отсутствии такой конкуренции. После 1987 г. второй тип соглашений может быть заключен только после того, как соответствующие участки были выставлены на торги и не получили предложений.
Условия лизинговых соглашений зависят от ряда факторов, в частности, от типа соглашения, местоположения участка (оффшорная или континентальная зона, национальные нефтяные резервы на Аляске, земли американских индейцев), глубины залегания месторождения, даты заключения соглашения о лизинге и некоторых других. В частности, максимальный размер предоставляемого участка для соглашений первого типа составляет 2560 акров (1024 га) в 48 штатах, расположенных южнее Канады, и 5760 акров (2304 га) - на Аляске. В соглашениях, заключаемых при отсутствии конкуренции, максимальный размер участка одинаков для всех штатов и составляет 10240 акров (4096 га). После 1992 г. соглашения обоих типов заключаются на период до 10 лет с возможностью их пролонгации при условии поддержания рентабельного производства нефтегазового сырья. Для обоих типов соглашений роялти составляют не менее 12,5 % от стоимости добычи. Доля государства в чистой прибыли от продажи добытого сырья составляет не менее 30 % и может колебаться в зависимости от характеристик конкретного участка.
Интересной особенностью законодательного регулирования недропользовательских концессий в США является существование требования о том, что добытые жидкие углеводороды должны оставаться на территории США.
В США для увеличения производства нефти, поддержки разработки нерентабельных или низко рентабельных при обычной практике месторождений (глубоководных, с истощенными запасами и т.д.) активно используется снижение размера роялти. В докладе о национальной энергетической политике, подготовленном в 2001 г. комиссией под руководством вице-президента США Д. Чейни, говорится, что Закон о снижении роялти при разработке глубоководных месторождений 1995 г., обеспечивающий (при выполнении ряда условий) снижение роялти при заключении новых арендных соглашений, внес существенный вклад в значительное увеличение глубоководного лизинга в центральной и западной зоне Мексиканского залива в течение последних пяти лет. Этот закон и последующие поправки к нему помимо освоения новых участков имеют также целью увеличить производство на уже разрабатываемых глубоководных месторождениях и возобновить его на участках, где оно прекращено ввиду нерентабельности. Он охватывает лизинговые соглашения во внешней континентальной шельфовой зоне с глубиной залегания месторождений в 200 м и более в Центральной, Западной и части Восточной зоны Мексиканского залива. При выполнении определенных условий снижение роялти может достигать 50 % или взимание роялти в течение определенного периода может быть полностью отменено.
Решение о снижении роялти принимает министр внутренних дел на основании информации, подготовленной службой по управлению минеральными ресурсами.
Для нерентабельных месторождений снижение роялти может составить (например, в случае если величина роялти превышала 75 % чистого годового дохода, а уровень цен на нефть на нью-йоркской бирже за последние 12 месяцев на 25 % превысил соответствующий уровень в течение 12 месяцев, взятых в качестве базы для сравнения) 50 % при условии сохранения месячной добычи на уровне, достигнутом в базовый период. При превышении инвестором базового уровня производства с объема дополнительной продукции роялти взимается в полуторном размере до достижении уровня добычи, в два раза превышающего базовый. Для объемов прироста добычи сверх двойного базового уровня применяется прежняя ставка роялти.
Для новых проектов (или проектов, являющихся дополнением к проектам, одобренным после 28 ноября 1995 г.), которые предполагают значительный рост общего объема добычи на месторождениях, не эксплуатировавшихся в рамках лизинговых соглашений, заключенных до 28 ноября 1995 г. или после 28 ноября 2000 г., взимание роялти может быть полностью отменено до достижения установленного государственными органами уровня общего объема добычи.