АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования
Концессионные отношения во Франции
Французская система недропользования базируется на Горном Кодексе в редакции 1995 года и нормативных актах, изданных разнообразными органами административной власти. Главной отличительной чертой французского горного законодательства является высокая степень вмешательства административных органов власти в деятельность концессионера. Так, например, в области недропользования активную роль играют такие органы как горная администрация и горная полиция, целью которых является контроль над соблюдением многочисленных норм в области экологии, охраны труда и так далее.
Французское законодательство содержит огромное количество разнообразных требований к концессионеру, касающихся повышения образовательного уровня персонала, страхования, проведения научно-изыскательных работ и так далее. При этом неисполнение данных требований, а также разнообразных предписания различных административных органов, может повлечь аннулирование концессии.
В самом Горном Кодексе прямо предусматривается, что изыскания и добыча полезных ископаемых производятся на основании административного разрешения (Статья 83 Горного Кодекса Франции). Это еще раз подтверждает чисто административную природу правового регулирования отношений в области недропользования во Франции. При недостатке гарантий прав инвестора, наблюдающемся в концессионном законодательстве, защита этих прав обеспечивается развитым институтом административной юстиции и другими механизмами французского административного права.
Разведка производится бесплатно с согласия собственника участка или на основании разрешения министерства шахт. Данное разрешение имеет форму лицензии и по сути своей представляет сервисный контракт с риском. Сделавшее коммерческое обнаружение лицо имеет право подать заявку на получение концессии на разработку месторождения. Однако концессионное соглашение не всегда заключается с лицом, произведшим коммерческое обнаружение. Соглашение может быть заключено с третьей стороной предложившей лучшие условия при выплате соответствующей компенсации лицу, произведшему коммерческое обнаружение.
Собственник земельного участка, обнаруживший на нем полезные ископаемые не может начать их разработку без получения соответствующей концессии. Более того, такой собственник не гарантирован от того, что концессия не достанется третьему лицу, предложившему лучшие условия.
Также определенный интерес представляет положение о том, что концессия может быть выдана исключительно после проведения опроса общественного мнения и консультаций с руководством соответствующих местных органов власти.
Вплоть до 1995 года во Франции существовали бессрочные недропользовательские концессии. В настоящий момент концессии выдаются сроком до 50 лет при возможности последующего продления не более чем на 25 лет. Срок всех выданных ранее бессрочных концессий истекает в 2018 году (Пункт 4 статьи 29 Горного Кодекса Франции.).
Расчет концессионной платы основывается во Франции одновременно на нескольких расчетных базах: концессионные платежи состоят из платы взимаемой за каждый гектар концессионной территории, платы за каждую тонну извлеченного полезного ископаемого, и фиксированной ставки роялти за право добычи.
В случае исчезновения или банкротства концессионера вся совокупность его прав и обязанностей переходит на государство (Пункт 3 статьи 29 Горного Кодекса Франции.). К сожалению, нам не удалось узнать о практике применения этой нормы, но, прямо интерпретируя данное положение Горного Кодекса, можно заключить о существовании суверенной гарантии государства по всем обязательствам концессионера