Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


Концессионные отношения в Великобритании
    Законодательством Великобритании предусмотрены два типа лицензионных нефтяных соглашений: лицензия на разведку (exploration license) и лицензия на добычу (production license). Первая из них - фактически разрешение на сейсмическую разведку без глубокого бурения. Она выдается сроком на три года и может быть продлена еще на такой же срок. Обладание такой лицензией формально не дает гарантированного приоритета для получения в будущем лицензии на добычу, однако при рассмотрении соответствующей заявки наличие проведенных разведработ и их объем обязательно учитываются.
    Получение production license - отдельная процедура, организуемая каждые два года Директоратом по нефти и газу Министерства торговли и промышленности Великобритании как открытый конкурс. Претенденты на участки должны соответствовать целому набору критериев, включая технический потенциал, финансовые возможности, уже упомянутое наличие проведенной разведки на предлагаемом участке, опыт работы по освоению месторождений, наличие и содержание программы работ, планируемый вклад в экономику Великобритании. Отдельные требования касаются использования английского оборудования, материалов и технологий: претендент должен представить меморандумы о понимании с соответствующими национальными производителями и планы исследовательских работ и вовлечения местных технологий. Если на тендер выставлен участок, расположенный в освоенном районе, претенденту может быть поставлено условие провести разведку на какой-либо новой территории. Если в конкурсе участвует иностранная компания, то обязательными требованиями является найм английского персонала и соблюдение т.н. условий взаимности (reciprocity) , по которому допускаются фирмы лишь тех стран, в которых английские компании имеют аналогичные права доступа к ресурсам.
    В начальный период создания нефтяной отрасли часть участков выставлялась также и на аукционы американского типа (cash tenders), в которых побеждал претендент, предложивший наивысшую цену. Но даже в этом случае внимательно оценивался технический потенциал фирмы-заявителя. Подобные аукционы были скорее единичными случаями, и в конце 80-х годов от них было решено отказаться.
    Обладатель лицензии на добычу получает ее на 6 лет, после чего он обязан половину участка возвратить государству. В случае выполнения всей намеченной программы работ он получает оставшуюся половину еще на 30 лет; в противном случае ему придется возвращать весь участок. Для сложных в освоении глубоководных участков нормы несколько либеральнее: первый период длится 8 лет, следующий - до 40 лет. Причем компания-держатель лицензии до последнего момента не знает, какую именно часть участка ей придется отдать; поэтому она вынуждена вести разведку, освоение и обустройство по всему участку.
    Лицензионное соглашение часто предусматривает выплату роялти в размере 12,5 % от стоимости добытой нефти. При этом за Министерством энергетики оставлено право решать, в какой форме (натуральной или денежной) взимать роялти в каждый отдельный момент. Существует также арендная плата за участки, повышающаяся ежегодно (по мере роста добычи) и разовый бонус (т.н. application fee).
    В период бурного роста добычи был установлен высокий уровень налогообложения отрасли. Помимо существовавшего тогда 52-процентного корпоративного налога компании должны были с 1975 года платить специальный налог на доходы от нефти (Petroleum Revenue Tax), в размере 75 %. Этот налог вычитался из налогооблагаемой базы при уплате налога на корпорации, но все равно фискальное давление на нефтяные компании была еще велико. С учетом роялти оно достигало 89,5 % от их доходов. С середины 80-х годов давление было значительно снижено. В частности была отменена уплата роялти для малых месторождений. Налог на корпорации был снижен до 35 %. Налог на доходы от нефти также отменен для малых месторождений и для значительной части нефти, добываемой на крупных промыслах.
    Государство в лице Директората по нефти и газу Министерства торговли и промышленности сохраняет немалую власть над компанией - обладателем лицензии после того, как та ее получает. Директорат решает, бурить ли компании разведочные скважины в первый год или нет. Директорат может потребовать от компании проведения дополнительных разведывательных работ. С Директоратом согласовывается бурение каждой эксплутационной скважины и ее закрытие. Назначение компанией фирм-операторов также согласовывается с Директоратом. Агентство имеет право первоочередной покупки до 51 % добываемой нефти. Вся нефть, добытая на шельфе, должна быть ввезена в Великобританию, если иное не разрешено Директоратом.
    Наконец, если компания не выполняет указанных требований (или нарушает иные свои обязательства), Директорат имеет право в любой момент отобрать лицензию. Поводов для этого может быть немало - от просроченного платежа до переноса штаб - квартиры компании за пределы Соединенного Королевства.
    Практика регулирования нефтяных соглашений концессионного типа дала к началу 90-х годов необходимый опыт для развертывания концессионных отношений в ряде других отраслей экономики, находящихся в собственности государства. В 1992 году правительством Д. Мейджора была объявлена новая концепция управления государственной собственностью - "Частная финансовая инициатива" (Private Finance Initiative - P.F.I.) В этих рамках за 1993 - 2001 гг. было реализовано более 400 концессионных проектов на общую сумму более 19 миллиардов фунтов стерлингов ряде отраслей, включая общественный транспорт, объекты инфраструктуры, НИОКР, государственную недвижимость и т.д. Инициатива британского руководства была подхвачена и в других странах ЕС: в частности, знаменитый Евротоннель построен и эксплуатируется на концессионных основах.