Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


 Концессионные отношения в странах СНГ
     История развития концессионных отношений в странах СНГ, по понятным причинам, непродолжительна. Законодательная база в этой сфере развита относительно слабо, а положительная практика их использования еще не успела сформироваться. Несмотря на это, именно опыт государств СНГ представляет для российских законодателей наибольший интерес, что объясняется как схожими экономическими условиями, так и близостью правовых систем республик бывшего Советского Союза.
     Большинство стран СНГ, пошло по пути создания единого закона для регулирования концессионных механизмов, как в сфере недропользования, так и в сфере инфраструктуры. При этом в других странах мира обычно, если существует отдельный закон о концессиях (ВОТ), такой закон регламентирует отношения исключительно в области инфраструктурных концессий, в то время как концессии в области недропользования являются предметом регулирования соответствующего горного законодательства. Подобной практике следуют также Украина и Казахстан.
    Другая интересная закономерность заключается в том, что в тех странах СНГ, где концессионные механизмы применяются наиболее активно, соответствующая законодательная база либо слаборазвита (Казахстан), либо вовсе отсутствует, как в Азербайджане, где разработка ряда нефтяных месторождений ведется на основании имеющих силу законов соглашений о разделе продукции, заключенных правительством фактически без опоры на какую-либо нормативную базу.
     В большинстве стран СНГ вопрос взаимодействия концессионных механизмов и действующей лицензионной системы, либо законодательно не урегулирован, либо решается таким образом, что концессионер для осуществления лицензируемых видов деятельности обязан получить все необходимые в соответствии с действующим законодательством лицензии. Исключение составляет Молдова, где заключение концессионного соглашения освобождает концессионера от необходимости получения лицензии на осуществление деятельности в пределах объекта концессии, и, в том, что касается вопросов недропользования, - Казахстан.
    При анализе опыта использования концессионных механизмов в странах СНГ особо обращает на себя внимание законодательство Казахстана и Украины, что обуславливается, во-первых, тем, что эти две страны являются самыми значительными экономиками Содружества, и, во-вторых, тем, что они демонстрируют два принципиально разных подхода, как к определению объекта, так и к системе регулирования концессионных отношений.