Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


 Общие условия концессионных соглашений в странах СНГ
    Законодательство стран СНГ содержит широкий спектр условий подлежащих включению в концессионное соглашение. В частности, условия о размерах и сроках привлечения инвестиций, о квотах на привлечение местного персонала, а также об обучении и страховании работников и условиях изменения количества рабочих мест (См., например, Статью 15 Закона Узбекистана).
     Как правило, в концессионные соглашения также включаются условия о страховании объекта концессии (См., например, Статью 8 Закона Туркменистана), о праве государства в первоочередном порядке приобретать часть готовой продукции (См., например, Статью 13 Пункт 1 Закона Молдовы) концессионера и другие положения, призванные обеспечить права концедента.
    Максимальные сроки, на которые могут заключаться концессионные соглашения, составляют, как правило, 40-50 лет. Однако, например, в Узбекистане сроки действия концессионных соглашений ограничены 15 годами, что в целом может быть недостаточным для осуществления крупных инфраструктурных проектов
    В ряде стран особо оговариваются вопросы контроля концедента за надлежащим исполнением концессионером условий договора. Так, например, в Молдове концедент имеет право войти в состав органов управления концессионного предприятия (Статья 18 Пункт 1 Закона Молдовы) и таким образом напрямую влиять на деятельность концессионера.
     Переуступка прав концессионера на объект концессии третьим лицам либо запрещается (в Молдове), либо допускается только с согласия концедента и с соблюдением требований, предъявляемых при первичном предоставлении концессии.
    В Молдове концедент также может в одностороннем порядке изменить условия соглашения при появлении обстоятельств отличных от тех, которые были предусмотрены при предоставлении концессии. Однако если такое изменение условий соглашения наносит концессионеру убытки, он вправе требовать от концедента их возмещения, включая упущенную выгоду (Статья 14 Пункт 2 Закона Молдовы).
     Различия в определении размера концессионной платы и налоговых изъятий в странах СНГ не представляются существенными. Концессионер, как правило, не выводится из-под общего режима налогообложения. Напротив, помимо налоговых платежей, он обязан также вносить и концессионную плату.
    В Туркменистане используется традиционная схема - "налог + роялти". В Узбекистане и Таджикистане помимо налога и роялти концессионеры вносят "бонусы" - плату за регистрацию концессионного договора. В Молдове, помимо налоговых платежей, концессионер обязан вносить концессионную плату в виде разовых платежей (бонусов), арендной платы (ренты), платежей с добычи природных ресурсов или производства продукции (роялти). При этом молдавское законодательство предусматривает возможность осуществления концессионных платежей в натуральной и смешанной формах (Статья 15 Пункт 1 Закона Молдовы).
     В Кыргызстане все платежи концессионера подразделяются на прямые и косвенные. К первой группе относятся плата за концессию (в форме разового платежа), арендная плата и налоги. Ко второй - дополнительное инвестирование в народное хозяйство Кыргызстана, предоставление концессионером льготных кредитов и иных льгот юридическим и физическим лицам страны для развития торгово-экономического сотрудничества.
     Законодательство большинства стран СНГ предусматривает освобождение концессионера от уплаты таможенных и иных платежей при ввозе оборудования и материалов, необходимых для выполнения условий концессионного соглашения (См., например, Статью 19 Закона Кыргызстана). При этом концессионер обычно не имеет права перепродажи такого имущества и может использовать его только на объектах концессии. Вопрос об экономической целесообразности предоставления концессионеру подобных льгот представляется спорным, так как концедент, несомненно, заинтересован в том, чтобы концессионер производил максимальный объем закупок внутри страны.