АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования
Инфраструктурные концессии в Египте
В сфере инфраструктурных концессий Египет интересен сравнительно недавним и сравнительно удачным опытом использования концессионных механизмов для привлечения инвестиций в создание объектов инфраструктуры, в строительстве которых образовалась срочная необходимость. Во второй половине 90-х годов, в связи со стремительным развитием туризма, в Египте стала ощущаться острая нехватка современных международных аэропортов. Государство не располагало достаточными финансовыми средствами и технологическими возможностями для того, чтобы самостоятельно решить данную проблему.
В этой связи, было принято решение об использовании механизма ВОТ для создания необходимых инфраструктурных комплексов. Помимо строительства аэропортов в качестве сфер применения ВОТ были выделены автодорожное хозяйство и электроэнергетика. Механизм ВОТ был учрежден соответственно 3 законами, изданными в 1996-1997 годах. Данные законы создавали изъятие из общего запрета на доступ частного инвестора в три вышеобозначенные сферы, которые до этого находились в монопольном ведении государства.
Сами законы фактически, представляют собой свод деклараций, провозглашающих основные принципы функционирования концессионных механизмов в области инфраструктуры. Однако, несмотря на недостатки нормативной базы, египетскому правительству удалось заключить ряд соглашений на строительство аэропортов на условиях ВОТ. Данные соглашения предоставляли инвесторам льготный налоговый режим, гарантировали длительные сроки эксплуатации и автоматическое предоставление всех необходимых административных разрешений.
Использование концессионных механизмов позволило Египту привлечь значительные иностранные инвестиции в строительство международных аэропортов, часть из которых уже начали свою работу. Предполагается, что в скором времени, с помощью механизма ВОТ, в Египте может быть построено до 30 аэропортов, что позволит увеличить поток туристов, и обеспечит растущие потребности экономики страны.