Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 8 Новая редакция Водного кодекса Российской Федерации: основные направления перемен


3.Основные цели новой  редакции Водного кодекса

      Основными задачами разработанного Правительством РФ законопроекта являются:
     совершенствование механизма реализации бассейновых принципов управления водными объектами, включая создание бассейновых советов, выражающих интересы заинтересованных сторон;
установление государственной (федеральной) собственности на водные объекты за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться как в государственной собственности, так и в муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц;
гармонизация правовых норм, закрепляющих платность водопользования, а также с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации;
совершенствование механизма реализации гражданско-правовых отношений при использовании водного объекта.
     Законопроект основывается на следующих принципах:
     значимость водных объектов и их водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на водосборной территории (бассейна) соответствующего водного объекта;
обеспечение охраны водных объектов и их водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения как важнейшего компонента окружающей среды, как ничем незаменимого природного ресурса, удовлетворяющего физиологические, гигиенические, бытовые, хозяйственные и иные потребности человека, как среды обитания объектов животного и растительного мира в пределах водосборной территории (бассейна) соответствующего водного объекта;
осуществление учета совокупных интересов населения, проживающего на водосборной территории (бассейна) соответствующего водного объекта при использовании и охране водного объекта с целью обеспечения сохранения жизни человека и предотвращения негативного воздействия водного фактора на здоровье человека;
участие граждан и общественных организаций (объединений) в подготовке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с разработкой и реализацией программ и мероприятий по предотвращению и (или) ликвидации загрязнения, засорения и истощения водных объектов;
приоритет сохранения особо охраняемых водных объектов, водных объектов - источников питьевого водоснабжения, а также водных объектов, обеспечивающих качество среды обитания рыб, других водных животных и растений;
дифференцированный подход к установлению режимов использования и охраны водных объектов, их водоохранных зон, зон санитарной охраны водозаборов питьевого водоснабжения, а также земель, подверженных затоплению в результате наводнения и нагонных явлений природного и техногенного характера и сходу ледников с учетом требований по защите жизни, здоровья и законных интересов населения;
осуществление восстановления, использования и охраны водных объектов на основе схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также бассейновой комплексной программы восстановления, охраны и использования соответствующих водных объектов, утверждаемых в порядке, установленном законопроектом и иными актами законодательства Российской Федерации.