Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 8 Новая редакция Водного кодекса Российской Федерации: основные направления перемен


4. Новое в новой редакции Водного кодекса

     
     В соответствии с целями разработки законопроекта, а также на основании вышеуказанных принципов представляемый проект новой редакции Водного кодекса Российской Федерации предусматривает следующие новации:
     положения, закрепляющие федеральную собственность на водные объекты, за исключением обособленных водных объектов;
норму, определяющую границы водного объекта;
норму, устанавливающую, что предоставление водных объектов в пользование производится на основе заключения договоров между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и водопользователем (организацией или гражданином);
норма, устанавливающая направление неналоговых доходов (платежей) за пользование водными объектами в бюджет Российской Федерации. При этом ставки договорной платы (тарифа) за пользование водными объектами для различных категорий водопользователей, порядок расчета и уплаты неналоговых платежей, возникающих из гражданско-правовых отношений при использовании водных объектов, устанавливаются федеральным законом.
                  Новация в части отнесения водных объектов, за исключением обособленных водных объектов, к собственности Российской Федерации вызвано не реализуемостью норм, предусмотренных действующей редакцией Водного кодекса Российской Федерации в отношении разграничения прав собственности на водные объекты между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Этот вывод основан на определении бассейна водного объекта как территории, включающей водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро (статья 1 Водного кодекса Российской Федерации).
              Бассейн водного объекта, характеризующийся описанными признаками, как правило, располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации и соответствии с законодательством должен быть отнесен к федеральной собственности. Исключением из общего правила являются крайне немногочисленные водные объекты в Приморском крае, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе, Сахалинской области. Камчатской области и ряде других субъектов Российской Федерации, по территории которых протекают небольшие реки, впадающие в море, чьи бассейны полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
            Таким образом, фактически в настоящее время большинство водных объектов, формирующих запасы водных ресурсов государства, находятся в собственности Российской Федерации.
                Данный законопроект предполагает установление иного относительно действующего Водного кодекса Российской Федерации порядка заключения договора водопользования для получения права на специальное водопользование. Названный порядок предусматривает, что водопользователь направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в установленной форме заявление о своем желании заключить договор водопользования. После принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее -уполномоченный орган) положительного решения, с водопользователем заключается договор водопользования с указанием условий водопользования, включая разрешенный объем изъятия водных ресурсов, их стоимость, обязательства по охране водного объекта и др.
    Одновременно в законопроекте предусмотрено, что право пользования водным объектом в целях судоходства, содержания и эксплуатации внутренних водных путей Российской Федерации, а также в целях вылова (добычи) и разведения водных биологических ресурсов с применением сооружений, технических средств или устройств без изъятия воды из водного объекта возникает по основаниям, установленным настоящим кодексом, и не требует заключения договора водопользования. При пользовании водными объектами в указанных целях на водопользователей возлагаются обязанности по охране и восстановлению водных объектов, установленные законопроектом.
               Основными принципами экономического регулирования использования и охраны водных объектов является платность водопользования, стимулирующая рациональное использование и охрану водных ресурсов. В соответствии с этим плата по договору водопользования (за право пользования водными объектами) как неналоговый доход зачисляется в бюджетную систему Российской Федерации.
                В целях обеспечения преемственности и стабильности законодательства предусмотрены переходные положения, предусматривающие возможность водопользователей, осуществляющих пользование водными объектами на основании лицензии, обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) с заявлением о заключении договора водопользования.
    Действие лицензий прекращается со дня заключения договоров водопользования в соответствии с настоящим кодексом по обращению водопользователей либо по истечении срока действия лицензии и договора, заключенного на основании лицензии, или в случае аннулирования лицензии в порядке, установленном законодательством.
    При этом устанавливается, что внесение платежей за пользование водными объектами освобождает водопользователей от уплаты водного налога, но не освобождает от уплаты других налогов и сборов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    Законопроектом предусматривается финансирование мероприятий по использованию, охране и восстановлению водных объектов и предупреждению вредного воздействия вод; ответственность водопользователей за причинение вреда в области водных отношений.
            Законопроект уточнил структуру  Водного кодекса Российской Федерации и дополнен рядом  положений по вопросам:
              - полномочий Правительства Российской Федерации в сфере использования и охраны водных объектов, включая полномочия по наделению федеральных органов исполнительной власти функциями государственного управления и контроля в этой области, в том числе функцией единого балансодержателя гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности;
                - установления непосредственно законом гидрографического и водохозяйственного районирования Российской Федерации в составе 10 бассейновых округов; - запрета совмещения функций государственного контроля и надзора в области охраны и использования водных объектов с функциями управления водными объектами и их эксплуатации.
            На заседании Правительства РФ 19 февраля 2004 г. Минэкономразвития России, МПР России с участием Минфина России, Минтранса России, Минатома России, Госкомрыболовства России, Минюста России и других заинтересованных федеральных органов государственной власти  поручено уточнить с учетом состоявшегося обсуждения и данных на заседании указаний положения законопроекта, касающиеся:
              - норм, регулирующих плату за пользование водными объектами, и определения видов водопользования, за которые взимается эта плата;
               - установления объема расходов федерального бюджета на финансирование мероприятий по охране водных объектов;
                - порядка заключения договоров водопользования и принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в различных формах собственности;         - установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос;          - правил охраны жизни людей на водных объектах.