АВ 2004г. Выпуск 8 Новая редакция Водного кодекса Российской Федерации: основные направления перемен
Принятие новой редакции Водного кодекса приведет к следующим финансовым и экономическим последствиям.
Финансирование мероприятий по функционированию и развитию водного хозяйства, включающих работы по поддержанию технического состояния, реконструкции и строительству гидротехнических сооружений, возрастет в пределах 10 млрд. рублей (в ценах 2004 года), что должно быть предусмотрено в расходах федерального бюджета, начиная с 2005 года.
Проектом новой редакции предусматривается изменение правового режима пользования водными объектами из лицензионного на договорный. При этом все лицензии, действующие на момент вступления в силу новой редакции Водного кодекса, сохраняют свою силу до истечения установленного в них срока. Переход от действующей лицензионной системы пользования водными объектами к договорным отношениям будет осуществлен постепенно в срок до 15 лет и не приведет к существенным финансовым экономическим изменениям.
Проектом новой редакции Водного кодекса предусматривается преимущественно федеральная собственность на водные объекты. Переход к договорным отношениям в предоставлении в пользование водных объектов, в соответствии со статьями 41 и 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации, квалифицирует плату за пользование водными объектами как собственные неналоговые доходы федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом О федеральном бюджете на 2004 год плата за пользование водными объектами зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 26.17 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (от 6 октября 1999 г., 184-ФЗ) установлено, что в бюджет субъекта Российской Федерации зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов Российской Федерации нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации Водный налог , предусматривающий взимания платы за пользование водными объектами в рамках действующей лицензионной системы. Принятие указанной главы Налогового кодекса Российской Федерации обеспечит взимание платы за пользование водными объектами по действующим лицензиям.
Статьей проекта новой редакции Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансирование мероприятий по функционированию и развитию водного хозяйства должно осуществляться в пределах не менее доходов от платы за пользования водными объектами.
На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что в соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неналоговые доходы федерального бюджета полностью поступают в федеральный бюджет, целесообразно предусмотреть зачисление всех поступлений от водного налога в федеральный бюджет начиная с 2005 года.
Закрепление объектов инфраструктуры на водных объектах, являющихся федеральной собственностью, к дополнительным ассигнованиям из бюджетной системы не приведет.
Предусмотренное проектом новой редакции Водного кодекса Российской Федерации новый перечень функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти не приведет к увеличению ассигнований из федерального бюджета на содержание государственного аппарата.
В тоже время необходимо дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование законопроекта, дополнив его, в частности, оценкой возможных компенсаций выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с переходом на договорные отношения с водопользователями, необходимых расходов на содержание в требуемом состоянии и эксплуатацию водных объектов, находящихся в федеральной собственности.