Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат


Торгово-промышленные палаты Испании

     Первые торгово-промышленные палаты как ассоциации свободно объединившихся коммерсантов, промышленников и представителей торгового флота, сотрудничавшие в качестве консультативных органов с представителями государственной власти на местах, были созданы в Испании на основании Королевского декрета от 9 апреля 1886 г.
     Позднее, Королевским декретом от 21 июня 1901 г., частично расширившим права, им был придан статус государственных учреждений.
    В 1911 г. в Испании Законом Ley de Bases была введена ныне действующая территориальная модель развития торгово-промышленных палат, предусматривающая обязательное перечисление государством в их бюджет установленных сборов, а также членство в них коммерческих и промышленных предприятий и более активную роль автономных сообществ в руководстве торгово-промышленными палатами.
    
     Основными положениями испанского законодательства в области регулирования деятельности торгово-промышленных палат являются:
    делегирование им со стороны автономных сообществ, выступающих от имени государства, ограниченных административных полномочий;
     обязательность членства компаний и отдельных предпринимателей в их составе;
     частичное финансирование бюджета за счет специальных налогов и др.
                      
     Основными функциями торгово-промышленных палат являются:
    составление торговых нормативов, изучение существующих обычаев и практики совершения сделок, издание инструкций и каталогов компаний по секторам экономики;
    составление и передача в правительство предложений по проведению реформ в целях развития торговли, промышленности и навигации;
    оказание поддержки и стимулирование развития внешней торговли посредством реализации плана содействия экспорту национальных товаров;
    разработка и продвижение программ оказания помощи малым предприятиям и компаниям;
    маркетинг в различных секторах экономики;
     осуществление арбитражных функций как на национальном, так и международном уровнях  и др.

     Членами торгово-промышленной палаты могут быть юридические и физические лица как испанского, так и иного происхождения, которые осуществляют коммерческую или производственную деятельность и располагают в пределах данной территории представительствами, предприятиями или агентствами.
    Не могут быть членами торгово-промышленных палат лица, занимающиеся первичной обработкой в области земледелия, животноводства и рыболовства, а также лица некоторых свободных профессий.
    В Испании насчитывается около 90 торгово-промышленных палат, объединяющихся вокруг единого координирующего органа, в качестве которого может выступать либо Совет палат, либо торгово-промышленная палата автономного сообщества, осуществляющая единую политику в области содействия экономическому развитию региона.
    
     К высшим руководящим органам торгово-промышленных палат относятся:  Пленум  и Исполнительный комитет - постоянный орган управления, состоящий из Президента палаты, вице-президентов, секретаря, казначея и др.
     Процедура выбора руководящих органов торгово-промышленных палат, как правило, определяется Министерством промышленности, торговли и туризма Испании после консультаций с администрацией автономного сообщества.
     Источниками финансирования торгово-промышленных палат являются:
    поступления от обязательных налоговых отчислений;
    доходы от находящейся в их распоряжении собственности, от предоставляемых услуг и другой деятельности палат;
    добровольные взносы членов торгово-промышленных палат, субсидии, дотации, завещания, пожертвования и др.