АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат
Несмотря на наличие в Турции весьма широкого спектра различных ассоциаций и союзов предпринимателей, выражающих коллективные интересы представителей делового мира Турции и содействующих развитию их внешнеэкономических контактов, а также активно защищающих интересы своих членов внутри страны, торговые и промышленные палаты Турции и их Союз являются стержнем инфраструктуры поддержки предпринимательства, обеспечивая ее стабильность независимо от складывающейся политической и экономической ситуации в стране.
Наиболее активно институт предпринимательства начинает формироваться после принятия 15 марта 1950 г. Закона О торгово-промышленных, торговых, промышленных, морских палатах и торговых биржах и Союзе торговых, промышленных, морских палат и торговых бирж Турции , ставшего правовой основой функционирования в Турции системы торговых и промышленных палат.
Как и во многих странах мира, турецкие палаты по своему статусу являются общественными некоммерческими организациями, в функции которых входит:
оказание содействия своим членам в развитии предпринимательской деятельности, установлении деловых контактов с иностранными партнерами;
анализ торгово-экономической информации по различным регионам страны и подготовка рекомендаций своим членам;
предоставление сертификатов происхождения товаров и выдача корнетов АТА;
обращение с запросами и предложениями в соответствующие правительственные организации и др.
Территориальные торговые, промышленные, торгово-промышленные, морские палаты и биржи имеются практически во всех городах страны, охватывая своей деятельностью всю ее территорию. На сегодняшний день в Турции действует более 300 палат и бирж.
Согласно турецкому законодательству в стране введена система обязательного членства в одной из палат по месту регистрации хозяйствующего субъекта. Палаты являются ключевым звеном в процедуре регистрации фирм и частнопредпринимательских структур без образования юридического лица.
Первоначально регистрация происходит в Министерстве промышленности и торговли, затем - в Государственном торговом регистре и в одной из палат по месту регистрации. С недавнего времени Государственный торговый регистр страны также введен в структуру некоторых наиболее крупных турецких торговых палат, что делает палаты в Турции достаточно экономически сильными и влиятельными структурами.
Крупнейшая палата страны - торговая палата Стамбула, существующая с 1882 г. и объединяющая более 200 тысяч членов, выполняет задачи по распространению идей свободного предпринимательства и формированию необходимой для этого инфраструктуры; обеспечению развития торговых связей между странами и др.
Ее выборные органы включают: отраслевые профессиональные комитеты, Ассамблею Палаты, Правление, избираемое Ассамблеей на двухлетний срок.
Координацию деятельности территориальных палат в Турции осуществляет Союз торговых, промышленных, морских палат и бирж Турции, созданный в соответствии с Законом от 15 марта 1950 г. и занимающий одно из центральных мест в структуре экономического комплекса Турции, оказывая существенное влияние на формирование экономической политики страны.
Основные задачи Союза включают:
координацию работы торговых палат и товарных бирж, помощь при выработке концепции и стратегии биржевой деятельности и оказание содействия в формировании рынка оптовой торговли в стране;
подготовку и публикацию обзоров экономического положения Турции;
участие в разработке принимаемых правительством страны новых законодательных актов, касающихся развития предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей;
оказание содействия при подготовке и проведении выставок и других рекламно-информационных мероприятий и др.