Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат


Торгово-промышленные палаты США


     Торгово-промышленные палаты в США являются основой национальной экономики.
    В отличие от многих стран Европы, где членство в палатах обязательное, а статус торгово-промышленной палаты определяется законом, деятельность торгово-промышленных палат США не регулируется специальным законом о палатах.  
                В США членство в палатах добровольное. Отдельные палаты определяют вхождение в организацию своими уставами. В отличие от германских и французских национальных палат членами торгово-промышленных палат США могут быть не только палаты, но также индивидуальные предприятия и торговые объединения.
    Характерная особенность палат в США - ограниченное число членов, когда небольшая группа предпринимателей, объединенная в одну маленькую палату, отстаивает клановые интересы именно этой группы, не ставя  перед собой задачу решения более глобальных проблем предпринимательства.
     
     В настоящее время в Соединенных Штатах Америки действуют около 5000 торговых палат. Торговая палата США имеет более 600 представителей во всех штатах и городах Америки, а также около 70 представителей за рубежом.
     Из 10000 палат, зарегистрированных Международной торговой палатой, половина принадлежит США. Три тысячи из них являются членами Торговой палаты США (Chamber of Commerce the United States).
    Большое количество палат в США компенсируется их немногочисленностью, что приводит к необходимости установления больших членских взносов для поддержания палаты на должном уровне и ограничению к вступлению предприятий малого бизнеса, имеющих ограниченный уровень дохода и ограниченную возможность влиять на ситуацию на рынке.
     
     Основными направлениями работы Торговой палаты США  являются: административная деятельность, работа с членами палаты, связь с различными организациями, в том числе с Правительством и др. При этом главное внимание в деятельности палаты уделяется оказанию услуг предпринимателям, в том числе обеспечению их необходимой информацией, защите их интересов, лоббированию предпринимательских программ и проектов в органах власти.
      Существенной чертой деятельности американских торговых палат является их активное влияние на законодательство и управление штата.
    Торговая палата США издает:
    журнал Предприниматели нации (тираж - 860 тыс. экземпляров, круг читающих - 2,5 млн. человек) - для малого бизнеса;
     журнал Вестник Торговой палаты , отражающий жизнь палаты и развитие предпринимательства (тираж - 220 тыс. экземпляров, круг читающих - 400 тыс. человек);
     Бюллетень по бизнесу - издание для бизнесменов, освещающее вопросы но действующему законодательству.
    
     Внутренняя организация торгово-промышленных палат США определяется ее Уставом. Местные торговые палаты и палаты штатов могут свободно учреждать свои собственные уставы в соответствии с местными и федеральными законами и законами штатов.                       
     Наиболее важным органом торгово-промышленных палат США является Совет директоров. Непременное условие его работы - присутствие в его составе представителей всех отраслей промышленности.
     Рекомендации Совету вырабатываются в различных постоянных и специальных комиссиях.
    Председатель Торговой палаты США избирается сроком на один год.
     В структуре Торговой палаты США имеются отделы (департаменты),  осуществляющие следующие функции: связь с общественностью; коммуникацию и строительство палаты (членская база); публикации в прессе и издание журналов, брошюр; телерадиовещание и др.
    В США государственные и местные торговые палаты извлекают доход из двух главных источников: добровольные членские взносы и доходы от услуг, предоставляемых членам.
     Палаты в США не получают государственных субсидий и процентной доли от налогов.
    
     Старейшей американской торговой палатой является основанная в 1768 году Нью-Йоркская торговая палата, которая, наряду с решениями вопросов по стабилизации курса доллара, разрешению споров и повышению уровня образования торгового класса, занимается проблемами строительства объектов инфраструктуры, каналов, железнодорожных линий и др.