АВ 2002г. Выпуск 28 Законодательное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации (часть 1)
4. Правовое регулирование деятельности институтов аналогичных саморегулируемым организациям
Использование данных институтов для защиты и координации деятельности коммерческих организаций появилось не в 1994 г. с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, а намного раньше. 27 ноября 1992 г. был принят Закон РФ N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.), в соответствие с которым страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.
Дальнейшее развитие идеи профессиональных объединений страховщиков нашло отражение в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который пока не вступил в силу полностью. Объединяться в профессиональные союзы теперь вменяется в обязанность страховщикам, в этой части закон действует со дня официального опубликования.
В Законе прямо определена организационно-правовая форма профессиональных объединений страховщиков - "профессиональное объединение страховщиков создается и действует в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов). Таким образом, правовой статус соответствующего объединения определяется в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Порядок их создания и деятельности аналогичен саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, о котором речь была выше.
Институты, аналогичные саморегулируемым организациям, предусмотрены также в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В соответствие с ним профессиональное аудиторское объединение - это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
Право юридических лиц объединяться в ассоциации и союзы закреплено в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Данные общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц являются органами саморегулирования в области рекламы. Их функции в некоторой степени отличаются от функций саморегулируемых организаций в других областях, но общие черты несомненно присутствуют. Они вправе:
привлекаться к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов;
проводить независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направлять соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;
привлекаться федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;
направлять в органы прокуратуры материалы и обращаться в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
предъявлять в установленном прядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
Понятие "саморегулирование в области рекламы" было дано на заседании Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г., на котором рассматривался вопрос о состоянии и перспективах саморегулирования рекламы в России. "Саморегулирование рекламы, - говорится в пресс-релизе Совета об этом заседании от 15 ноября 1996 г., - представляет собой взаимодействие основных участников рекламного процесса - рекламодателей, рекламистов и СМИ - с целью выработки единых "правил игры", осуждения порочной практики в бизнесе и эффективного взаимодействия с представителями общественности, потребителей, органов государственной власти. Саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке, создает климат доверия и открытости, благоприятный как для рекламного сообщества, так и для потребителей. В основе механизмов саморегулирования лежат согласованные этические нормы, примером которых является Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП)". "Cаморегулирование рекламы - это один из способов повышения качества рекламной продукции и устранения плохой рекламы", - говорится в "Материалах к заседанию Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г.". В то время как законодательные механизмы являются консервативными и неповоротливыми, говорится в тех же "Материалах", система саморегулирования продемонстрировала во многих странах возможность своевременно, гибко и с меньшими затратами регулировать отношения внутри рекламного сообщества и обеспечивать его взаимодействие с общественностью, потребителями и государством. Более того, в отличие от законодательства, саморегулирование предполагает добровольное следование не только букве, но и духу своих принципов".
В настоящее время в России существует целый ряд органов саморегулирования в области рекламы. К наиболее известным относятся Комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты России, Российская ассоциация рекламодателей, Ассоциация рекламных агентств России. 5 октября 1995 г. впервые в России был зарегистрирован Общественный совет по рекламе.
К сожалению, деятельность всех этих организаций по реализации Закона "О рекламе" очень мало освещается средствами массовой информации. Распоряжением от 2 сентября 1994 г. N 1409-р Правительством Российской Федерации предложено ГАК России, ФСТР России при участии Роскомпечати рассмотреть вопрос о целесообразности создания межведомственного совета по рекламе и внести согласованные предложения в Правительство Российской Федерации. Никаких публикаций о создании такого Совета не было.
Анализ правового регулирования саморегулируемых организаций свидетельствует о все большем развитии данного института. Создание аналогичных организаций предусмотрено в законодательстве с 1992 г. После этого правовой статус соответствующих организаций прошел долгий путь в своем развитии. В 1995 г. в законодательстве был предложен термин "саморегулируемые организации" для обозначения объединений юридических лиц, создаваемых с целью координации деятельности и защиты их прав. Первоначально создание саморегулируемых организаций предусматривалось только на рынке ценных бумаг, но в дальнейшем их статус распространился и на другие сферы. В законодательстве прослеживается идея распространения саморегулируемых организаций во сферах деятельности, подлежащих лицензированию. Кроме того, создание и вступление в саморегулируюмую организацию становится обязанностью коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. Данный процесс еще не закончен, но через несколько лет саморегулируемые организации станут обязательным участником предпринимательской деятельности.