Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 7 Всемирная торговая организация и таможенное регулирование.Правовые проблемы присоединения России к ВТО


Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования

      Рассмотрим некоторые направления использования зарубежного опыта, кодифицированные в рамках ВТО и представляющие интерес для России.
    Центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Как показывает анализ зарубежного опыта, импортный таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:
    формирует оптимальную товарную структуру импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;
    защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;
    оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;
    позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;
    содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;
    служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.
    Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного регулирования (закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.
    Свою роль таможенный тариф в большинстве государев выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.
    Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф.
    Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран: Евросоюз - 10754; США - 10085, Япония - 8964, Канада - 8407, Бразилия - 9131, Республика Корея - 10654, Малайзия - 9767, КНР - 6509. Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли.
    Анализ национальной составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза - это компромисс интересов многих стран, структура экономики и внешней торговли которых существенно отличается от российской. Поэтому России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). И с этой точки зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей страны, которые властно требуют российской (а не "европейской") товарной номенклатуры.
    Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США - 14,6%; 9,1% - в Евросоюзе, 7,6% - в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%.
    Не менее высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного обложения в конце 90-х годов (после реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда) составил в Аргентине - 30,9%; в Бразилии - 27%; в Чили - 24,9%, в Индии - 32,4%, в Мексике - 33,7%; на Филиппинах - 22,2%, в Таиланде - 28%, в Турции - 22,3%, в Венесуэле - 30,9% . Этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.
    Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис - 444%, на пшеницу - 193%; в США пошлины на молочные продукты - 93%, на сахар - 91%; в Евросоюзе пошлины на рис - 231%, на молочные продукты - 205%, на сахар - 279%.
    К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая "тарифная эскалация" - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.
    Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.
    В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости.
    В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможни страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет .
    Таможенная стоимость импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ - 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом определения таможенной стоимости является стоимость товаров в сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к 3,4,5 и другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе. О чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. Действующая в настоящее время в России методика определения таможенной стоимости в ряде мест расходится с Соглашением ВТО. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание российской стороны в ходе заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Очевидно, что существующие расхождения должны быть устранены, поскольку методика определения таможенной стоимости является одним из центральных вопросов современного таможенного регулирования зарубежных государств, и переход на эту методику не только снимет важное препятствие на пути России в ВТО, но и выведет действующие в стране правила на мировой уровень. Таможенная стоимость экспортируемых товаров правилами ВТО не регламентируется.
    В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами. Правила происхождения товаров для непреференциального импорта входят в круг ведения Соглашения о правилах происхождения товаров ВТО, устанавливающего организационные и концептуальные основы определения происхождения таких товаров. В рамках ВТО работает рабочая группа для подготовки конкретных норм в этой области.
    Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения только для непреференциального импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального импорта правила происхождения должны касаться следующих случаев:
    тарифы в отношении стран пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом;
    количественные ограничения;
    антидемпинговые и компенсационные пошлины;
    защитные меры (safeguards);
    требования к обозначениям страны происхождения;
    особые дискриминационные тарифные квоты и количественные ограничения;
    правительственные закупки;
    статистика внешней торговли.
    Статья 3 этого Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров в принципе должны использоваться в отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО.
    На основании Соглашения о правилах происхождения товаров в рамках ВТО 20 июля 1995 года начал действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной Таможенной Организации - Технический Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться в ноябре 1999 года подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось и она продолжается. Вместе с тем, в ходе этой работы появились нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Далеко продвинулось и понимание самой проблемы. Дело в том, что глобализация (или интернационализация) производства меняют традиционный подход к этой проблеме. Как представляется, при разработке нового российского таможенного законодательства необходимо учесть наработки в этой области.
    Условия, в которых действуют таможенные органы, быстро меняются в последние десятилетия. В результате проведения серии раундов торговых переговоров под эгидой ГАТТ уровень таможенного обложения в большинстве стран снизился, и в ряде развитых государств роль таможенных платежей как источника поступлений в национальные бюджеты уменьшилась. Однако, перед таможней встали новые задачи.
    Многие из них обусловлены внешними факторами, практически или совсем не контролируемыми таможенными органами. В частности, резко увеличился объем международной торговли. За период 1970-2001 гг. стоимость мирового экспорта и импорта товаров выросла почти в 20 раз. В международной торговле появились десятки тысяч новых, сложных в технологическом плане товаров. Резко возросла скорость и надежность транспортных средств. Появились методы доставки товаров точно в назначенное время . Многие фирмы отказались от хранения товаров на складах и функционирование промышленных предприятий стало напрямую зависеть от четко работающей системы доставки комплектующих изделий прямо в сборочные цеха. В силу этого возросло внимание промышленности и торговли к ускорению и упрощению таможенного контроля. Все это потребовало сокращения до минимума времени идущего на таможенную обработку грузов.
    Однако, перед таможней встали задачи, которых не было раньше: защита прав на интеллектуальную собственность, борьба с торговлей двойными технологиями, защита биологических видов, стоящих под угрозой уничтожения, защита окружающей среды, токсичные отходы, наркотики и многое другое. В различных странах перед таможенными органами на первый план вышли разные из этих задач. Однако, в целом вызов времени потребовал модернизации таможенных служб, повышения эффективности работы таможенных органов, устранения процедур и формальностей, потерявших свое значение, максимального использования новых информационных технологий.