АВ 2001г. Выпуск 42 О состоянии отечественной авиации и авиационной промышленности и о мерах по их сохранению и развитию (по материалам парламентских слушаний)
Дмитриева В. Г.
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые участники слушаний!
В своем выступлении я хочу остановиться только на двух вопросах, потому что многие вещи, которые я хотел озвучить, уже докладывали.
Программа развития гражданской авиационной техники России на период до 2015 года, которую рассмотрело и одобрило Правительство Российской Федерации, имеет большое значение, потому что она является тем основным документом, по которому будет развиваться авиационная промышленность и авиационная наука. Для безусловного выполнения Программы нужно, чтобы выделялись бюджетные средства в размере 2,4-2,5 миллиарда рублей ежегодно. Только в этом случае можно будет говорить о государственной поддержке авиационной промышленности. То, что авиационная промышленность во всем мире всегда имеет государственную поддержку - это известная истина. Другого пока никто ничего не придумал. Учитывая ту ситуацию, которая сегодня складывается в нашей авиационной промышленности, а также то, что с апреля 2002 года вводятся более жесткие международные ограничения по третьей Главе ИКАО по шумам на местности (хотя они были известны достаточно давно, а рекомендации по доработке пассажирских самолетов Ту-154М, Як-42 и Ил 86 были разработаны, но не реализованы авиапромышленностью), нам нужно решить финансовую проблему по доработке указанной авиационной техники, чтобы не остановить и не уменьшить объем перевозок. Новые пассажирские самолеты Ту-204, Ил-96, Ту-334 и ИЛ-114 удовлетворяют требованиям по шуму. Для решения проблем, связанных с требованиями по экологии и требованиями по навигации, нам необходимо в 2002 году существенно повысить бюджетные средства для доводки отечественной авиационной техники.
Пользуясь случаем, выступая перед депутатами Государственной Думы, хочу попросить, чтобы вы при рассмотрении бюджета на 2002 год предусмотрели возможность дополнительного увеличения средств примерно на один миллиард рублей, потому что стоящие в 2002 году задачи будут являться определяющими для решения этих проблем. Я обращаюсь к вам как директор головного авиационного научного центра России, так как для поддержания гражданской авиации необходимо дополнительное финансирование. Это первый вопрос, на котором я хотел остановиться.
И второй вопрос, который, может быть, не имеет прямого отношения к тем проблемам, о которых мы сегодня говорим, но является базовым для всех научных центров. Все, что делается сегодня, существует благодаря той уникальной структуре научных институтов в авиационной отрасли, которая была создана в Советском Союзе и сегодня еще сохранилась в России. Я имею в виду такие головные институты как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, ГосНИИАС, НИАТ, фактически создавшие тот научно-технический задел, который мы с вами сегодня реализуем в конкретных образцах авиационной техники. Для проведения на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой новых летательных аппаратов, необходимо поддерживать в хорошем состоянии и на современном уровне уникальную экспериментальную базу научных центров.
Вы знаете, что эта база по своим характеристикам отвечает всем необходимым требованиям, а по многим своим показателям не уступает западным конкурентам. А такого центра, как ЦАГИ, в Европе вообще нет. Есть только в США, это объединенный институт НАСА. К сожалению, в последние годы, начиная с 1991 года, деньги на развитие экспериментальной базы практически не выделялись. Это привело к старению экспериментальных установок, их информационно-измерительного оборудования и систем управления. Сложившуюся ситуацию надо исправлять. Экспериментальная база научных центров авиационной промышленности - это национальное достояние России, она является фундаментом науки, потому что проведение экспериментальных и фундаментальных исследований может быть осуществлено только на основе такой уникальной базы. На ее основе ее были накоплены соответствующие экспериментальные и теоретические данные, используемые сегодня всеми ОКБ, занимающимися авиационной, ракетной и космической техникой.
Поэтому я обращаюсь к депутатам Государственной Думы, чтобы при рассмотрении бюджета изыскать и выделить дополнительные средства на поддержание этой уникальной базы, потому что если мы ее потеряем, я говорю об этом со всей ответственностью, у нас не будет ни авиационной промышленности, ни авиационной науки. А что это означает для России, не мне вам говорить. По заданию Росавиакосмоса была проведена инвентаризация нашей экспериментальной базы, в результате которой было установлено, что она сегодня загружена процентов на пятнадцать-двадцать и для поддержания ее недозагруженной части надо где-то порядка 450-500 миллионов рублей в год. Это не такие уж большие деньги. Я думаю, их можно было бы найти от экспорта военной авиационной техники, хотя бы частично вложив эти средства в нашу уникальную базу.
Заканчивая свое выступление, я еще раз хочу подчеркнуть, что сохранение этой базы и создание научно-технического задела - крайне необходимая, обязательная мера, без которой не будет авиации в России. Поэтому я прошу вас, уважаемые депутаты, при принятии бюджета рассмотреть две вещи. Первое - это увеличение средств по Программе примерно на один миллиард, это где-то - 3-3,2 миллиарда рублей на 2002 год, для решения тех проблем, о которых здесь говорилось. И второе - выделение средств для поддержания и сохранения уникальной экспериментальной базы научных центров авиационной отрасли России.