АВ 2001г. Выпуск 42 О состоянии отечественной авиации и авиационной промышленности и о мерах по их сохранению и развитию (по материалам парламентских слушаний)
Соколова А.И.
Уважаемые депутаты! Уважаемые участники сегодняшнего заседания!
В своем выступлении я хотел бы обратить ваше внимание на то положение и ситуацию, в которой оказывается авиакомпания, когда она рискует начать обновление своего самолетно-моторного парка. На сегодняшний день Кавминводыавиа из новых типов техники имеет два самолета ТУ-204 и на днях собирается приобретать третий. Отлетали мы на этих самолетах три года. Хорошим налетом были определенно удачные месяцы в отдельные годы, когда самолет летал в день по десять-одиннадцать часов. Это очень хороший показатель для данного типа самолетов.
Но я хотел бы остановиться на проблемах, которые существуют и поджидают всех тех, кто начинает обновлять самолетно-моторный парк. Давно ушла в историю та система, когда новый самолет приходил в авиакомпанию вместе с технологическим обеспечением, наземным оборудованием и всем остальным инструментальным хозяйством. Причем, все это поставлялось вместе с самолетом. На сегодняшний день, когда мы получали первый самолет, у нас, кроме рекламных проспектов, ничего не было. И три или четыре месяца мы самостоятельно, по договорам, проявляя собственную инициативу, за большие деньги добывали все то, что я назвал выше. Это первое.
Второе. Для того, чтобы довести новый тип самолета до международных стандартов, чтобы он летал и отвечал всем требованиям Евроконтроля, мы на каждый самолет затратили еще около полумиллиона долларов, чтобы установить на его борту необходимое оборудование.
Третий момент - это дороговизна запасных частей и агрегатов для нового типа самолетов. Отсутствие на сегодняшний день системы послепродажного сервисного обслуживания приводит к тому, что авиакомпания остается один на один с проблемами существующих цен, которые ей надо решать самостоятельно. К примеру, тормозной диск для Ту-204 стоит в тридцать два раза дороже, чем такой же диск на самолет Ту-154. Авиашина - дороже примерно в пять-семь раз. Но почему так, из каких соображений, это непонятно. Более того, отечественная промышленность авиашины для Ту-204 не выпускает, и нам приходится искать зарубежные аналоги, получать на них разрешение и далее эксплуатировать.
Еще один важный момент - это недостаточная надежность и низкое качество ремонта комплектующих изделий и электронных блоков. Создается такое впечатление, что чем больше ремонтируют электронные блоки и чем меньше они работают, тем это лучше для авиапрома, так как идет постоянное пополнение заводами - изготовителями объемов для выпуска и ремонта своей же некачественной продукции. Отсюда такой вопрос. Кто выдает сертификаты и лицензии для этих заводов, и почему нет должного контроля за исполнением их основной производственной деятельности? Небольшой пример. Один из электронных блок ЦВМ-80 отказывал у нас только с 1998 года по 2001 год тридцать раз, то есть, грубо говоря, десять раз в год или один раз в месяц. Вот на таких агрегатах приходится сегодня эксплуатировать нашу авиационную технику.
Форма лизинга - это, безусловно, правильно. Естественно, ни одна авиакомпания сейчас не способна сама купить самолет, потому что у нее нет достаточных средств, и ни один завод-изготовитель не в состоянии выпустить достаточное количество самолетов, чтобы затем передать эти самолеты авиакомпании по лизингу или аренде. Поэтому система лизинга должна существовать однозначно, и она должна быть государственной, государственная поддержка обязательна.
В заключение я хотел бы сказать, что свое выступление я построил на том, чтобы немножко снизить уровень общего фона выступлений, переключив наше обсуждение на конкретные проблемы, не задаваясь глобальными вопросами переоснащения авиакомпаниями своего самолетно-моторного парка и получения ими новой техники.
Я считаю сегодняшние слушания очень своевременными, может быть, даже проведенными с опозданием, и даже с большим опозданием, так как вопросы обновления самолетно-моторного парка надо срочно решать и обязательно с привлечением государственных средств на основе разработки комплексной государственной программы.