Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 20 Роль государства и государственной собственности в США, Франции и Италии.


Государство Франция и формы собственности

     В отличие от США во Франции государство активно вмешивается в соотношения частной и государственной собственности. Волны национализации, прокатывавшиеся во Франции в 1936, 1945 и 1982 году создали достаточно мощный сектор государственных предприятий. Процессы национализации были вызваны сильнейшими экономическими кризисами и в значительной мере стимулировали развитие французской экономики.
    Надо отметить, что во Франции и до массовых актов национализации государственный сектор экономики играл заметную роль.
    В процессе национализации под контроль государства полностью или частично попали некоторые предприятия железнодорожного транспорта, энергетики, оборонной промышленности, авиационные предприятия, некоторые страховые компании и банки.
    Наиболее последовательной и масштабной стала национализация, проведенная в 1982 году социалистами во главе с президентом Франции Ф.Миттераном. Остановимся на этом подробнее.
    Одержав победу на президентских и парламентских выборах в 1981 году левые начали реализовывать предвыборные обещания по структурной перестройке и модернизации экономики, проведении новой промышленной политики. Одной из основных мер борьбы с кризисом французские социалисты предлагали национализацию и расширение демократического планирования и управления при сохранении смешанной экономики и рынка.
    Был разработан и принят закон о национализации, определивший основные принципы и формы контроля и управления государственным сектором экономики.
    Национализация должна была обеспечить серьезные качественные сдвиги в государственном секторе с точки зрения его структуры, функций, задач, с тем, чтобы государственный сектор стал основой проведения эффективной экономической политики. По сути ставилась цель непосредственного государственного управления экономикой.
    Идея национализации была поддержана большинством французов. По результатам опроса, проведенного в 1981 году только 17% французов считали национализированные предприятия хуже частных.
    Начиная с 1982 года было национализировано пять промышленных групп и две финансовые компании, установлен контроль над шестью крупными группами кампаний, занимающих ключевые позиции в стратегически важных, высокорентабельных, наукоемких производствах и отраслях.
    В финансовой сфере национализация 36 банков и двух финансовых групп привела к установлению почти полного контроля государства за кредитно-страховой и банковской сферой страны. В результате преобразований государственный сектор стал производить1/6 валового внутреннего продукта, осуществлять 1/3 капиталовложений, его доля в национальном экспорте и в товарообороте возросла вдвое.
    После национализации особенно возрос удельный вес государственной собственности в промышленности. Так удельный вес госсектора после национализации увеличился (в процентах)
    в цветной металлургии                         - с 13 до 63;     
     в базовой химии                                   - с 23 до 54;     
     в производстве вооружений                   - с 58 до 75;     
     в авиа- и ракетостроении                       - с 50 до 84;     
     в информатике                                      - с 0 до 36; и т.д.
    В целом                                                - с 18 до 32.
    
     Тем самым государство приобрело право определять направления и контролировать развитие стратегически важных отраслей производства в интересах нации.
    Французское правительство социалистов предусматривало решение триединой задачи:
    - модернизации и структурной перестройки промышленности;
    - комплексного развития отраслей в оптимальных пропорциях;
    - выхода из кризиса, роста производства и создания рабочих мест.
    Но для этого требовалось с одной стороны предоставление необходимой помощи государством национальным предприятиям в целях создания комплекса техникоемких и наукоемких отраслей и, с другой - поддержание убыточных или малорентабельных производств.
    Национализированные предприятия были сосредоточены в рентабельных отраслях. Но к моменту национализации большинство из них были убыточными. Расходы на модернизацию компаний национализированных в 1982 году возросли почти на 42%. На осуществление структурной перестройки правительством было истрачено в 1982-1983 годах более 100 млрд. франков.
    Такие крупные ассигнования обострили проблему бюджетного дефицита и занятости, т.к. в ряде случаев обновление структуры сопровождалось сокращением рабочих мест.
    Это касалось, прежде всего, убыточных или находящихся в кризисном состоянии отраслей, таких как угольная, автомобильная промышленность, судостроение, черная металлургия.
    В результате и без того большое количество безработных (2,3 млн.) пополнилось еще десятками тысяч. И, как следствие, утрата поддержки радикальных реформ социалистов трудящимися массами.
    Сосредоточив все внимание на национализации и стимулировании госсектора реформаторы упустили из виду мощь частного сектора, который и после национализации занимал господствующее положение в экономике. Правые силы воспользовались последствиями не до конца продуманными и торопливыми действиями социалистов, сплотились и победили на парламентских выборах1986 года.
    Как показывает историческая практика, такие масштабные структурные перестройки экономики как национализация и приватизация требуют длительных, поэтапных, всесторонне продуманных реформ. Во Франции 1982-1983 года, экономика которой находилась в депрессии национализации, проведенная практически революционными методами не могла дать ожидаемого подъема экономики. Вместе с тем, она способствовала в последующем росту смешанных компаний, взаимопереплетанию частных и государственных капиталов.
    В 1986 году парламент Франции вопреки сопротивлению президента Ф.Миттерана принимает закон "О методах приватизации".
    Согласно правительственным декретам, приватизации подлежало 65 фирм с численностью персонала около 900 тысяч человек и капиталом в 300 млрд. франков.
    Приватизация проводилась поэтапно и различными методами. В первую очередь, было разрешено приватизировать конкурентоспособные предприятия, перешедшие в государственную собственность в 1982 году.
    За два года (1986-1988 гг.) было приватизировано 1100 предприятий. При этом приватизации подверглись не только национализированные в 1982 году, но и фирмы, возникшие как государственные, а также компании, национализированные в 1945 году.
    Вместе с тем, приватизация не распространялась на естественные монополии: системы газо- и электроснабжения, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, а также на авиационную и космическую промышленность. В дальнейшем под давлением европейского союза французское правительство вынуждено было изменить свою позицию в этой области. Однако, действия правительства были весьма взвешенными и учитывали возможность выражения массового недовольства со стороны населения и персонала соответствующих компаний.
    Один из идеологов приватизации во Франции министр экономики, финансов и приватизации Э.Балладюр сформулировал роль государства в развитии экономики Франции следующим образом. Идея сильного государства возникла и в целом оправдала себя в период, когда французская промышленность нуждалась в крупных капиталовложениях для проведения модернизации, реконструкции, ускорения процессов концентрации и централизации промышленности и банковских сфер. Необходимые для этого средства могли быть изысканы только с помощью мощных рычагов бюджетно-финансового регулирования.
    По завершении восстановительного процесса и реконструкции опека государства стала помехой в делах частных предпринимателей, главной целью которых стало всемерное ограничение участия государства в экономике.
    Надо отметить, что приватизация во Франции проводилась под жестким контролем государства. Была создана Комиссия по приватизации, состоящая из семи независимых и искушенных в государственных и экономических делах членов, которые не имели права занимать какие-либо другие должности и не были прямо или косвенно связаны с приватизируемыми предприятиями. Основная задача Комиссии состояла в определении минимальной цены акции приватизируемого предприятия.
    По каждому приватизируемому предприятию или банку издавался специальный декрет правительства. При определении цены акций Комиссия и министр экономики стремились избежать двойной ошибки: не завысить их стоимость, что могло оттолкнуть покупателей, но и не занизить ее, что могло нанести ущерб государству.
    В период с ноября 1986 г. по январь 1988 г. приватизация принесла бюджету 84 млрд. франков. Правительство Франции 72% полученных от приватизации средств использовало на погашение задолженности государства, оставшиеся 28% - на финансирование компаний, оставшихся в руках государства.
    В дальнейшем во Франции происходил процесс "ползучей" приватизации, когда часть государственных предприятий была вынуждена открывать частным инвесторам до 49,9% капитала. Одновременно многие государственные компании начали продавать свои филиалы и дочерние компании частным фирмам. Вместе с тем правительство осуществляло и акты национализации. Только в период 1988-1991 гг. примерно 600 предприятий перешли в частный сектор, но одновременно 1 тысяча предприятий в результате различных финансовых операций стали контролироваться государством.
    В результате в конце XX века во Франции государственный сектор оставался одним из крупных в  странах ЕС. В нем было занято почти 2 млн. человек. Таким образом, приватизация во Франции означала перераспределение собственности в пользу частного сектора, но не уход государства из экономики.