АВ 2001г. Выпуск 20 Роль государства и государственной собственности в США, Франции и Италии.
Динамика форм собственности в Италии
В Италии, также как и в других странах процессы огосударствления (национализации) и приватизации прослеживаются в течение всей истории страны. Но, отличительной особенностью Италии является наиболее сильное, среди европейских государств, влияние государства на экономическое развитие посредством государственной собственности.
Италия - страна практически не имеющая полезных ископаемых медленно создавала производственную базу и накапливала капитал. Быстро возникающие финансовые компании и группы были слабыми и неустойчивыми. Они нуждались в государственной помощи и государство в течение длительного времени оказывало им широкую и активную поддержку, содействие росту производства и беря под свою опеку компании и банки, оказавшиеся под угрозой банкротства. Многие из них переходят в собственность государства. Процесс огосударствления частного сектора шел медленно, но неуклонно в течение конца XIX и первой половины XX века.
Первым подвергся полному огосударствлению железнодорожный транспорт. В 1910 году был принят закон о государственной монополии страхования жизни. В результате под государственный контроль попало 42% страхового капитала страны.
Полный выкуп компаний и банков, создание государством собственных предприятий и их финансирование ложилось тяжелым бременем на бюджет. Государство предпринимало меры по минимизации финансовых затрат.
Ускоренному огосударствлению способствовали кризисы 20-х годов XX века, когда началось массовое банкротство банков и компаний. Государство, стремясь предотвратить тяжелые последствия для экономики от банкротств вложило большие средства в особо крупные банки и предприятия. В результате государство стало держателем контрольных пакетов акций значительного числа компаний. Государственный сектор резко расширился.
Вместе с тем был выработан новый подход, новый метод поддержки кризисных компаний и банков.
Решающим оружием защиты и спасения стал созданный государством в 1930 году Институт реконструкции индустрии (ИРИ), совместившей в себе черты холдинга и банка. ИРИ ознаменовался рождением в стране системы государственных акционерных участий в экономике. Эта система функционирует на основе частного права под контролем и руководством государства. В ее рамках были выработаны особые методы и приемы полного или частичного, долгосрочного или краткосрочного огосударствления частных банков, компаний, групп и целых объединений. В результате в итальянской экономике сложился особый экономический сектор со смешанным частно-государственным капиталом (государственно-частным). Этот сектор был связан финансовыми узами с денежным рынком, крупным частным капиталом и с государственными финансами.
ИРИ разрослось в колоссальное государственное объединение в недрах которого оказалась большая часть акционерного капитала многочисленных компаний и банков.
Государство расширяло сферу своего влияния на экономику и в послевоенные годы. В 1950 году за счет бюджетных ассигнований было создано нефтегазовое объединение ЭНИ, призванное ослабить зависимость страны от Международного нефтяного капитала.
В 1962 году были национализированы все частные электроэнергетические группы и из них образовано государственное объединение ЭНЭЛ. Под государственный контроль был взят и оборонно-промышленный комплекс.
Вместе с тем, следует отметить, что взаимодействие государства и частного сектора основывалось на соблюдении интересов сторон.
С начала 70-х годов существенное значение в национальной экономике приобрела еще одна категория предприятий - областные и межобластные финансовые компании акционерной формы, контрольные пакеты акций которых находились у правительств областей. Вовлекая в хозяйственный оборот имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы областные финансовые компании способствовали экономическому росту областей.
К середине 80-х годов вклад всех государственных предприятий в создание ВВП достигал в Италии 22%. Во Франции этот показатель составлял 15%, в Великобритании - 14,4, в ФРГ - 13,4, Ирландии - 11, в Бельгии и Нидерландах - 9%.
На фоне мощного процесса огосударствления в стране тихо и незаметно шла приватизация тех предприятий, которые не имели существенного значения для государства.
Но с начала 90-х годов этот процесс активизировался. Развертывание приватизации было обусловлено причинами исторического, экономического и партийно-политического характера. К началу 90-х годов экономика Италии настолько окрепла, что страна вошла в число наиболее динамичных и развитых государств мира. Она уже не нуждалась в экономических подпорках и стимуляторах в виде многочисленных государственных предприятий. В кругах частного капитала возникло настойчивое стремление, поддерживаемое правыми силами, приватизировать наиболее привлекательные государственные компании и банки.
Однако сделать это было не просто, т.к. высокоэффективные и прибыльные госпредприятия образовали к тому времени мощную силу, способную активно противостоять крупному частному капиталу. В своей деятельности государственные предприятия руководствовались не частно-групповыми, а стратегическими целями экономического и научно-технического развития страны.
Но шаткий баланс политических сил Италии после распада СССР сместился в сторону противников широкого вмешательства государства в экономику. Провозгласив приватизацию государственных предприятий правящие круги и политические силы Италии не пошли по пути аврала, как это произошло в России и других странах. Они избрали путь осмотрительности, постепенности и поэтапности, чтобы не ломать в одночасье сложившуюся экономическую систему и не создавать тяжелых осложнений для хозяйственного и социального развития.
В начале 90-х годов XX века удельный вес госпредприятий достигал в национальной экономике 27% (во Франции - 10%, в ФРГ - 6,8%, в Великобритании - 2%, в Японии - 06%. На государственных предприятиях начала 90-х годов было занято 1/4 всех наемных рабочих и служащих, капиталовложения государственных компаний составляли 10% всех капиталовложений в национальную экономику и около 30% капиталовложений в экономику Юга Италии.
Приватизация огромного комплекса госпредприятий требовала крупных затрат со стороны покупателей. Ей активно противостояли левые силы, местные правительства, часть профсоюзов и значительное количество трудящихся.
Затрудняло приватизацию и то, что госпредприятия существовали в многообразных экономико-правовых и организационных формах, что требовало разработки особого подхода к каждой категории предприятий.
В этих условиях правительство Италии провело через парламент закон 386 о приватизации предприятий в котором сформулирована стратегия и тактика приватизации.
В частности одним из первых актов предусмотрено превращение головных государственных держательских компаний ИРИ, ЭНИ, ЭФИМ, ЭНЭЛ и других в акционерные общества с последующей их ликвидацией.
Начав приватизацию, правящие круги Италии поставили цель, с одной стороны, свернуть разветвленную систему госпредприятий до оптимальных размеров, а с другой - за счет увеличения выручки от продажи многочисленных и дорогостоящих предприятий, снизить дефицитность бюджета и всей системы государственных финансов.
Со своей стороны крупный частный капитал, объединенный в мощную структуру "Конфиндистрия" изложил свои позиции по проблемам приватизации.
В частности, предлагалось чтобы приватизация служила повышению конкуренции и эффективности всей экономической системы. Чтобы в процессе приватизации произошел полный переход государственной собственности в частные руки. Чтобы был введен запрет на новые вложения государственного капитала в приватизируемые компании и т.д.
Но, как показала практика, правительство Италии проявило твердость и осуществление приватизации пошло осмотрительно и осторожно, постепенно и поэтапно. Во всяком случае в Италии, в отличие от некоторых стран при проведении приватизации отсутствовали безудержность и спешка.