АВ 2000г. Выпуск 9 Российское законодательство в сфере экономики: состояние и проблемы. Часть 2
Землепользование
Рассматривая результаты нормотворческой работы в сфере регулирования природопользования, нельзя не отметить, что пока не удалось достичь прогресса в регулировании землепользования.
Практически единственным крупным сдвигом является принятие Земельного кадастра (02.01.2000, 28-ФЗ) , что позволило обеспечить нормативно-правовую базу землеустройства и оценки земель как инструментов управления земельными ресурсами, а также правовую основу деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление земельными ресурсами и его территориальных органов.
Принятый 22.05.96 г. Государственной Думой Земельный кодекс Российской Федерации, дважды (в 1996 и 1997 гг.) отклоненный Советом Федерации и один раз (21.07.97 г.) Президентом Российской Федерации, до настоящего времени находится в стадии согласительных процедур.
Остаются неурегулированными ряд важных вопросов, регламентирующих земельные отношения. Прежде всего это касается закона о плате за землю. Практика применения законодательства о плате за землю показала, что ставки земельного налога целесообразно определять не только по показателям кадастровой оценки угодий, но и по экономическому фактору. Кроме этого, нужны законопроекты о землеустройстве, мониторинге земли, об аренде земли, о государственных и муниципальных землях и другие.
Очень важным экономическим вопросом является разграничение полномочий на землю. Конституция РФ не дает точного ответа на этот вопрос и, в виду отсутствия Земельного кодекса, он до сих пор остается неурегулированным. Однако стихийно земельные отношения уже складываются, отдельные субъекты Российской Федерации принимают собственные земельные законы. Земельные отношения должны быть введены в общие для всей Российской Федерации рамки и подтверждены законодательно, чтобы существующие приблизительные формулировки типа ведение , распоряжение обрели четкое правовое выражение для субъектов Федерации и местного самоуправления.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о введении в действие главы 17 Гражданского Кодекса (далее ГК) Право собственности и другие вещные права на землю . Согласно статье 13 Закона О введении в действие части первой ГК , эта глава вводится в действие одновременно с введением в действие Земельного кодекса РФ. Поскольку в настоящее время сложилась ситуация, в которой новое земельное законодательство создается на уровне субъектов Федерации и вступает в действие в отдельных субъектах в разное время, встает вопрос о пересмотре статьи 13 этого Закона и о введении в действие главы 17 ГК в отдельных регионах по мере принятия ими соответствующих актов земельного законодательства, которые неизбежно включают и нормы об ипотеке земли и, конечно, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, включая ГК.
Вместе с тем, нуждается в пересмотре само содержание главы 17 ГК. Предмет регулирования этой главы целесообразно расширить. Он должен охватывать все виды природных ресурсов, поскольку они тоже являются недвижимым имуществом, в отношении которого действующее законодательство допускает существование вещных прав, и законодательство о них, как и земельное законодательство, отнесено Конституцией к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Задержка с введением в действие главы 17 ГК РФ имеет своим следствием и то, что вопросы, связанные с правами на землю, юридически только обозначены, не раскрыто содержание этих прав, не определены субъекты прав, не регламентированы основания возникновения земельных прав, за исключением права собственности на некоторые виды земель, не установлены (кроме права собственности) основания прекращения этих прав.
Одним из пробелов земельного законодательства является отсутствие правового механизма разграничения земель, находящихся в государственной собственности. Законодательство РФ, провозгласив возможность существования разных форм собственности на землю, необходимость разграничения государственной собственности и установления порядка правового регулирования складывающихся в связи с этим отношений федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ и иными нормативными, до сих пор не установило правовой механизм приватизации государственных земель.