АВ 2000г. Выпуск 9 Российское законодательство в сфере экономики: состояние и проблемы. Часть 2
Охрана окружающей природной среды
К настоящему времени сформирована достаточно развитая законодательная база регулирования экологических проблем. Ее основу составляют:
Закон РСФСР Об охране окружающей природной среды
( 19.12.91, N 2060-1) и федеральные законы:
О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе (15.04.98, 65-ФЗ);
Об отходах производства и потребления (24.06.98, 89-ФЗ);
О гидрометеорологической службе (19.07.98, 113-ФЗ);
Об охране озера Байкал (01.05.99, 94-ФЗ);
Об охране атмосферного воздуха (04.05.99, 96-ФЗ);
О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (20.06.97, 116-ФЗ);
О безопасности гидротехнических сооружений (23.06.97, 117-ФЗ).
Кроме того, в рамках согласительных процедур продолжается работа над проектами законов:
О питьевой воде и питьевом водоснабжении ;
О государственных целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации .
В частности, значительный прогресс достигнут в сфере экологического страхования, являющейся одним из важных механизмов сбалансированного подхода к природопользованию, обеспечения безопасности в этой сфере.
Так, с вводом в действие федеральных законов О промышленной безопасности опасных производственных объектов и О безопасности гидротехнических сооружений был частично устранен пробел в части формирования механизмов возмещения вреда окружающей природной среде. В частности, статьей 15 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что "организация, эксплуатирующая опасный производственной объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте". В статье 15 закона "О безопасности гидротехнических сооружений" указывается, что "риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения".
Вместе с тем, ряд принятых правовых актов в сфере экологического законодательства не соответствует происходящим в обществе изменениям политического, экономического и правового характера и требует существенной корректировки с учетом практики их применения.
Кроме того, создание законодательных актов не имеет пока достаточно цельной, научнообоснованной базы. В этой связи представляется необходимым разработать концепцию развития экологического законодательства России, в которой определить цели, задачи, принципы и этапы его формирования, критерии, позволяющие определить последовательность принятия законодательных актов.
Такая система нормативных правовых актов призвана:
ликвидировать существующие пробелы в правовом регулировании экологических отношений на законодательном уровне;
отладить механизм эффективной реализации экологического законодательства с помощью правовых, организационных, экономических, идеологических способов воздействия на участников экологических отношений;
четко разграничить сферы правового регулирования экологических отношений между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
подготовить нормативную базу для поэтапной кодификации экологического законодательства;
провести работу по сближению (согласованному развитию экологического законодательства России с законодательством других государств - участников СНГ, иных зарубежных стран.