Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 9 Российское законодательство в сфере экономики: состояние и проблемы. Часть 1


Приватизация

     Нормативно-правовую базу приватизации составляют Федеральный закон О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации (21.07.97, N123-ФЗ), Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации (23.06.99, N116-ФЗ), Федеральный закон   О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию (16.05.95, N74-ФЗ), Федеральный закон О внесении  изменений и дополнений в Федеральный закон О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию (12.04.99, N71-ФЗ), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Программа приватизации 1994 г. (в части, непротиворечащей Федеральному закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации ).
     Основным законодательным актом в сфере приватизации является Федеральный закон О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации , подготовка и принятие которого стала значительным результатом деятельности Государственной Думы второго созыва. От аналогичного закона 1991 года новый закон отличается рядом положительных моментов. В частности, он легализует индивидуальные схемы приватизации крупных объектов, сводит к разумному минимуму льготы для работников приватизируемых компаний, требует, чтобы приватизируемое имущество продавалось по реальной рыночной цене, на конкурсной основе, создает предпосылки к ужесточению контроля за тем, чтобы инвестор своевременно и полностью выполнял свои финансовые обязательства.
    В то же время двухлетние результаты применения этого законодательного акта показали, что целый ряд важных вопросов остался нерешенным, в частности о последствиях признания недействительными сделок приватизации, нерешен вопрос о сроках констатации ничтожности сделок по приватизации и применении последствий.
    Кроме того, нормы Федерального закона   О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации не могут быть полностью реализованы без принятия Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации , в которой должны получить развитие многие положения названного закона. В частности, предполагается, что в ней будет представлено экономическое обоснование выбора государственных предприятий и открытых акционерных обществ, разрешенных к приватизации, подробно описаны механизмы проведения приватизации предприятий, включенных в перечень, требования к программам приватизации субъектов Российской Федерации в области обеспечения целей и способов приватизации государственного имущества, порядок выбора способов приватизации государственного имущества и принятия решений о его приватизации, условия закрепления акций ОАО, созданных в процессе приватизации соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок применения специального права на участие в управлении этих ОАО ( золотой акции ), порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества и другие вопросы.  Только с принятием программы приватизации намерения Правительства РФ провести приватизацию крупных компаний, контролируемых государством, могут быть реализованы легитимно.
    Требует законодательного разрешения также целый ряд вопросов, которые не регламентированы существующим законодательством о приватизации. Наиболее важными среди них являются:
     установление, кто из участников инвестиционной деятельности в процессе приватизации обладает всей совокупностью прав и полномочий инвестора как субъекта инвестиционной деятельности;
     определение, кому принадлежит право распоряжения объектами и результатами инвестиций, в частности, право участия в доходах от эксплуатации этих объектов, установленное пунктом 5 статьи 5 Закона РСФСР Об инвестиционной деятельности в РСФСР  1991 г. ;
    определение порядка подготовки и утверждения инвестиционных условий коммерческих конкурсов, установленных пунктом 6 статьи 21 Федерального закона О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации ;
    нормативно-правовое закрепление порядка подготовки и утверждения инвестиционных проектов, осуществляемых государством при подготовке и утверждении инвестиционных программ коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями. Действующая нормативная база, регламентирующая этот порядок является также неполной и не вполне отвечает требованиям законодательства о приватизации и об инвестиционной деятельности.
    Целесообразно внести в Федеральный закон О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации положения, обеспечивающие фактическую реализацию норм действующего законодательства об инвестиционной деятельности, в частности: определить участника инвестиционной деятельности, обладающего всей совокупностью прав и полномочий инвестора как субъекта инвестиционной деятельности; обеспечить право государства на владение, пользование и распоряжение результатами инвестиций, на участие в доходах от эксплуатации объектов инвестирования.