Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2006г. Выпуск 2 Демографическая политика России в рамках национального проекта Здравоохранение


1. Приоритетные направления демографической политики, содержащиеся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2006 г.

     В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году (далее Послание)выделены приоритетные направления социальной политики на текущий год.
    Рассмотрены наиболее проблемные области социальной политики, такие как демографическая политика, миграционная политика и социальное обеспечение граждан.
    По каждому из направлений Президентом РФ дана оценка современного состояния и сформулированы организационные и законодательные меры по реформированию социальной политики в соответствии с предлагаемой им  новой либеральной моделью развития государства.
     Обращает на себя внимание стремление Президента РФ к координации законотворческой деятельности законодательной и исполнительной властей.
     Из представленного текста Послания очевидно, что острота социальных проблем в обществе фактически не снижается, более того Президент РФ ясно определил, что самая острая проблема современной России - демографическая ( Речь действительно пойдёт о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии ).
_________________________
См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.06.

    Указав на то, что возросшие экономические возможности позволили  направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, Президент РФ признал, что в среднем, число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек , а мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счёту - мало что сделали . Для решения данной проблемы необходимо выполнить следующие задачи: снизить уровень смертности, проводить  эффективную демографическую политику, повысить рождаемость. Особое внимание Правительства РФ обращено на медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода .
    В Послании было отмечено, что основным приоритетом  совершенствования миграционной политики является привлечение из-за рубежа наших соотечественников ( необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции ).
    Наряду с этим, в Послании особо  подчёркивается, что   никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране , поскольку  рост рождаемости и уменьшение детской смертности является следствием общей позитивной социально-экономической динамики в России.
    Президентом РФ подчёркнуто, что актуальность таких проблем, как стимулирование рождаемости, поддержка молодых семей, материнства, детства определяется  отсутствием у большинства людей социально-экономических оснований, гарантирующих приемлемый уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка ( женщина при планировании ребёнка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребёнка ).
    Статистика свидетельствует о том, что в 2005 году пособие по уходу за ребёнком до  1,5 лет составляло 700 рублей. Президент РФ предложил увеличить его размер при рождении первого ребёнка до 1,5 тысяч рублей, а при рождении второго ребёнка до 3 тысяч рублей ежемесячно. Также Президент РФ предложил   ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание  ( для первого ребёнка - на сумму, равную 20 процентам, для второго - 50 процентам, и для третьего - 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребёнком дошкольного учреждения ).
_________________________
См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.06.

    Президент РФ отметил, что женщины, имеющие работу, но ушедшие в отпуск по беременности и родам, а впоследствии по уходу за ребёнком до достижения им  полутора лет, должны получать за счёт государства ежемесячно не менее 40% от прежнего заработка, учитывая верхнюю планку зарплаты, которая не должна быть ниже той, какую будет получать  ранее не работавшая женщина.  
     Особо пристальное внимание Президента РФ было уделено разработке совместно с субъектами Российской Федерации программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Президент РФ предложил практически в два раза увеличить выплаты на содержание ребёнка в семье опекуна и приёмной семье до уровня - не менее 4 тысяч рублей ежемесячно, а также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью - в размере 8 тысяч рублей.
_________________________
См.: там же.

    Президент РФ подробно остановился на возможности существенного увеличения заработной платы приёмным родителям, с 1-1,5 тысяч рублей до 2,5 тысяч рублей ежемесячно.
    Таким образом, Правительству РФ совместно с регионами поручено создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.
    В Послании Президент РФ особо остановился  на вопросе увеличения стоимости родовых сертификатов, которые были введены в 2005 году и которые зарекомендовали себя неплохо . Президент РФ предложил увеличить их стоимость в женской консультации - с 2 до 3 тысяч рублей, а стоимость сертификата в родильном доме - с 5 до 7 тысяч рублей.
_________________________
См.: там же.

    Необходимо отметить, что, по мнению Президента РФ, самая действенная мера материальной поддержки - это помощь женщине, которая родила второго ребёнка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. Президент РФ отметил, что государство обязано  предоставить в её распоряжение первичный, базовый материнский капитал , который реально повысил бы её социальный статус, помог бы решать будущие проблемы и которым она могла бы распорядиться по своему усмотрению ( либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижении ребёнком трехлетнего возраста, либо направить эти средства на образование детей, или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии ). По мнению экспертов, размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тысяч рублей с ежегодной индексацией в соответствии с инфляцией.
    В Послании была отмечена необходимость разработки программы по поддержке семей, имеющих более двух детей на срок не менее 10 лет. Президент РФ указал на то, что по окончании срока  действия программы государством должно быть принято решение, соответствующее  экономической и демографической ситуации в стране.
    Президент РФ отметил, что в ближайшее время нужно принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой, что проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и её ценностям ( мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу ).
    Из представленного текста Послания ясно, что в сфере социальной политики обращается особое внимание также и на индексацию пенсий, которые будут повышены к 2007 году на 20% ( значительные ресурсы государства направляются на обеспечение социальных льгот и гарантий для пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан социальным жильём, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта Доступное жильё ).
_________________________
См.: там же.

    К сожалению, в Послании прямо не затрагивается проблема социального неравенства граждан, однако Президент РФ в  своём  выступлении на заседании Совета Безопасности РФ 8 июня 2006 года обратил внимание на то, что вопрос бедности является одним из ключевых в России. В настоящий момент в стране большой процент людей, живущих пока ниже черты бедности, и просто бедных людей . При наличии такого большого количества людей, живущих за чертой бедности, низкие доходы являются одной из основных причин сдерживания рождаемости.  Президент РФ отметил, что в данное время самый лучший способ решения этого вопроса - это обеспечение темпов роста российской экономики .
    Развитие социально-экономических функций государства - это стратегическая задача, затрагивающая всю совокупность распределительных институтов. В государственном обеспечении расширенного воспроизводства человеческого потенциала и совершенствования социальной структуры общества должен действовать принцип функциональной достаточности. Он состоит в том, что прямые и организационные действия государства должны быть направлены на нормализацию социально-экономического неравенства, т.е. на его приближение к социально оправданному неравенству, оптимальному для экономического роста.
_________________________
Из выступления директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН д.э.н., профессора А.Ю. Шевякова на Всероссийской научной конференции Проблемы формирования государственных политик в России: состояние и перспективы 31 мая 2006 г.

    Сегодня в России сложились механизмы форсированного роста самых высоких доходов и зарплат. Несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов и сокращение масштабов бедности в период 1999-2003 гг.,   в сфере распределительных отношений наблюдались сложные и неоднозначные тенденции: социальная поляризация и концентрация доходов не уменьшались,  а  продолжали нарастать. Примерно 45% совокупного прироста оплаты труда были обусловлены ростом оплаты труда 10% наиболее высокооплачиваемых работников, и более 60% - ростом оплаты труда 20% работников с самыми высокими зарплатами. Вклад прироста оплаты труда 20% работников с самыми низкими зарплатами в общий прирост оплаты труда составил менее 3%.
_________________________
См.: там же.

    Если эти механизмы будут действовать и дальше, то эффект любых мероприятий по повышению оплаты труда в бюджетной сфере будет быстро нивелирован за счет рыночного перераспределения доходов. По данным обследования, проведенного Росстатом в 2004 г., средняя зарплата 10% наиболее высоко оплачиваемых работников в российской экономике превышала среднюю зарплату 10% наиболее низко оплачиваемых работников в 26 раз. Такой разрыв обусловливался не только наличием очень высоких зарплат в отраслях, обладающих рыночными преимуществами, но и слишком низкой оплатой труда значительных контингентов работников в отраслях, производящих товары и услуги для населения.
_________________________
См.: там же.

    Проблема слишком низких по отношению к стоимости жизни доходов и оплаты труда у 80% населения России не может быть решена без существенных изменений в налоговой и бюджетной политике государства, поскольку разработка и реализация схемы управления ростом доходов - серьёзное политико-экономическое решение. Радикальное перераспределение налоговой нагрузки могло бы существенно понизить экономическое неравенство, повышая стимулы экономического роста и креативного экономического поведения.
_________________________
См.: там же.