Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2006г. Выпуск 2 Демографическая политика России в рамках национального проекта Здравоохранение


2. Миграционная политика как один из факторов социально-экономического развития России

     Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, положениях Конституции Российской Федерации и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими место на всем постсоветском пространстве после распада СССР. Основными моментами новой миграционной ситуации в России стали:
1. Нестабильность ряда новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты, бытовой национализм и нетерпимость, возрастающие межэтническая разобщенность, стимулирующие массовый приток вынужденных мигрантов в Россию;
2. Продолжающаяся иммиграция в Россию русских, представителей других коренных народов Российской Федерации, составившая в последние годы несколько миллионов человек;
3. Иммиграция в Россию выходцев из стран третьего мира с нестабильной общественно-политической обстановкой, возникшая в последние годы в связи с "прозрачностью" российских границ со странами СНГ, отсутствием законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в России, и носящая преимущественно незаконный характер;
4. Массовые миграции по социально-экономическим мотивам из государств Закавказья, Украины и других стран постсоветского пространства в связи с резким ухудшением в них социально-экономической ситуации.
_________________________
www.nasledie.ru

    Решение проблем миграции во многом связано с вопросами социально-экономического развития, стабилизации политической обстановки в России и субъектах Российской Федерации. Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.
    При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями в социально-экономической сфере стоят следующие задачи:
регулирование миграционных процессов с учётом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, в культурно-бытовой инфраструктуре;
учёт миграционной нагрузки на отдельные регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов;
разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития.
    Согласно опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн. чел. - 9 % населения. Зам. директора Федеральной  миграционной  службы В. Поставнин заявил в январе 2006 года, что в России находится от 5 до 14 млн. нелегальных иммигрантов. По информации главы Федеральной  миграционной службы К. Ромодановского , ежегодно в Россию на заработки приезжает 20 млн. трудовых мигрантов, среди которых 10 млн. трудятся нелегально. Ущерб от трудовой деятельности нелегалов он оценил в 200 млрд. рублей.
_________________________
http:/ru.wikipedia.org/wiki

     Имеется 2 противоположных точки зрения на привлечение иммигрантов

     Во-первых, привлечение мигрантов повысит конкурентоспособность российской экономики за счёт более качественной и более дешёвой рабочей силы. Для поддержания численности населения на одном уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. иммигрантов в год, а для сохранения численности трудоспособного населения (что важно для экономики) - не менее миллиона в год. Для того чтобы удержать экономический рост и рост благосостояния населения, Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.
_________________________
См.: там же.

    Во-вторых, привлечение неквалифицированных мигрантов не способствует увеличению ВВП на душу населения. Экономический рост в долгосрочной перспективе может происходить только за счёт повышения производительности труда - то есть за счёт роста квалификации населения, а не её снижения. О дефиците рабочих рук говорят, как правило, те работодатели, которые хотят покупать труд по ценам ниже установившихся на российском рынке. В России имеется большое количество депрессивных регионов, где появился избыток трудовых ресурсов, наблюдается высокая явная и скрытая безработица (например, Ивановская область и др.).
    Сокращение нелегального сектора миграции, проживания и трудовой деятельности возможно посредством облегчения процедуры найма иностранной рабочей силы. Предприятия страны уже сегодня сталкиваются с проблемой нехватки рабочей силы. Заполняется эта ниша частично за счет нелегального сектора. Представители российских бизнес-структур обязаны подавать заявки на найм иностранной рабочей силы на год вперед, что лишает бизнес гибкости, и платить за каждого привлечённого иностранного рабочего суммы, неподъёмные для среднего и малого бизнеса на большей территории страны. А ведь именно развитие среднего и малого бизнеса в регионах является основной базой для экономического развития страны. К тому же процедура оформления привлечённого работника ещё сложнее и дольше, чем процедура регистрации.  Срок, на который при этом работнику выдается разрешение на временное пребывание - один год. При этом реальные расходы работодателя на каждого работника с учётом затраченного рабочего времени гораздо больше, чем оставляют в сумме пошлины (около 3500 рублей) и внесённые средства для обеспечения выезда каждого работника из РФ. Отсюда следует, что в данный момент легализация трудового мигранта для бизнеса невыгодна.
_________________________
http://antropotok.archipelag.ru

    Эти сложности касаются только той части мигрантов, которые имеют разрешение на временное пребывание, но пока не имеют разрешения на временное проживание, т.е. находятся на территории страны меньше года. Существенно упростить ситуацию можно следующим образом. Предоставить этой категории иностранных граждан, легально прибывших в страну и зарегистрированных по месту проживания право осуществлять трудовую деятельность, но только в качестве наёмного работника. Для получения разрешения на право заниматься трудовой деятельностью можно так же использовать залоговый механизм. Иными словами, вместо 1,5 - 2 месяцев ожидания (в качестве безработного нелегала) разрешения на работу, человек платит определённую сумму (например средний подоходный налог за 1-12 мес. в зависимости от продолжительности работы), получает разрешение работать, а затем, по представлению документа о выплате соответствующей суммы в качестве налога, получает уплаченные денежные средства обратно. Вносить такой залог за нужного работника может и работодатель, для которого такой механизм намного проще и дешевле существующего.
    При этом право регистрации в качестве индивидуального предпринимателя дается только при оформлении разрешения на временное проживание, а разрешение на привлечение иностранной рабочей силы дается работодателю на условиях обычного лицензирования деятельности, с возможной перерегистрацией каждые 3-5 лет и безусловным лишением лицензии при привлечении нелегальной рабочей силы. Процедура найма иностранца не должна отличаться от обычной, кроме сроков (не более года согласно п.5 ст.5 Федерального закона О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ).
    В итоге, работодатель на каждом иностранном работнике сэкономит денежные средства, и время, а работник - что особенно важно для русскоязычных иммигрантов из стран СНГ - получает реальные гарантии и возможности остаться в РФ на постоянное жительство и необходимые социальные гарантии (в том числе и будущее пенсионное обеспечение).
     Ещё большую эффективность предложенный механизм имел бы при осуществлении функции разрешения на труд на уровне субъектов Российской Федерации. Это, во-первых, позволило бы гибче и точнее проводить политику в сфере занятости; во-вторых, вызвало бы конкуренцию между субъектами Российской Федерации за трудовые ресурсы; в-третьих, повысило бы уровень контроля в этой сфере, что важно для системы безопасности России.
     К примеру, миграционная обстановка в Брянской области в 2005 году была неблагоприятной. Такую оценку миграционных  процессов в регионе дал начальник Управления по делам миграции УВД Брянской области Владимир Емельянов в ходе брифинга, который состоялся в УВД Брянской области. Тем не менее, подчеркнул В. Емельянов, в миграционной обстановке существуют положительные сдвиги. В 2005 году Брянская область была привлекательна только лишь для граждан СНГ и Балтии. Их в 2005 году  прибыло в область 1.6 тысячи человек. Выбыло же из области более восьмисот мигрантов. По данным миграционных служб, основной прирост от обмена населением со странами СНГ и Балтии в 2005 году внесли: Украина - 305 человек, Узбекистан - 230, Молдавия - 140, Казахстан -136 и Армения - 124 человека. К примеру,  въезжают люди в Брянскую область не только из России, но и из других регионов, из которых в 2005 году въехали на постоянное жительство в область 5.6 тысяч человек. Наибольшее количество мигрантов прибыло из Тюменской области, Красноярского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. А вот выезжающих в соседние области оказалось гораздо больше. В 2005 году Брянскую область покинуло 7.1 тысяч человек.
_________________________
www.news.nashbryansk.ru

    Нестабильно функционирующая экономика Брянской области не только порождает эмиграционные потоки, направленные за пределы региона, но и заставляет трудоспособное население мигрировать внутри области. Внутрирегиональный миграционный оборот за 2005 год составил более тридцати тысяч человек. Как отмечено в Управлении по делам миграции Брянской области, вполне очевидно, что в сложившейся ситуации для этого уже сейчас необходимо принимать эффективные социальные и экономические программы .
_________________________
www.bryanskobl.ru

    Миграционная ситуация в России позволяет определить приоритеты миграционной политики, сосредоточить усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на пресечении незаконной миграции, обеспечении регулирования социальной защиты трудящихся мигрантов, оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций.