АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду
Заместитель начальника Управления мониторинга загрязнения природной среды (Росгидромет)
Хотелось бы остановиться на том, какие конкретные практические шаги нужно делать в отношении внедрения международно-признанных инструментов, подходов, механизмов, методов, инструментов охраны окружающей среды.
Мы пытаемся говорить о вещах, которые решаемы, если будет понятна экономическая природа самой платы. Значит, если берем плату и ее в бюджет зачисляем - это одно, там никаких возвратов, конечно, быть не может. Это отход в концепцию восьмидесятых годов, которую на сегодняшний день уже как бы можно считать пройденным шагом.
Надо понять экономическую природу на сегодняшнем этапе то ли налогов, то ли платежей, а может быть, и налогов, и платежей и иных других сборов, возможность которых предусматривается на международном уровне.
Что конкретно имеется в виду? Может быть, в рамках данного законопроекта, может быть, какими-то отдельными точечными небольшими законопроектами предусматривать все-таки создание рынка.
Допустим, после создания норматива переходить к тому, чтобы создавать, может быть, в качестве эксперимента в каких-то городах рынок этих квот с перспективой переноса в дальнейшим на механизмы Киотского протокола или без этого, но, по крайней мере, с чего-то надо начинать в качестве эксперимента. И этот эксперимент, мне думается, должен быть налажен в законодательном порядке.
Но и есть ряд других инструментов достаточно проработанных. Значит, надо просто браться за них, может быть, создавать какие-то творческие коллективы с тем, чтобы они могли снимать межведомственные противоречия и предлагать, в том числе Комитету по экологии и широкой общественности, вот такие узкие, четкие, специализированные законопроекты.