Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду


Джангиров Джумшид Адилович
Заместитель начальника Управления мониторинга загрязнения природной среды (Росгидромет)

     Хотелось бы остановиться на том, какие конкретные практические шаги нужно делать в отношении внедрения международно-признанных инструментов, подходов, механизмов, методов, инструментов охраны окружающей среды.
    Мы пытаемся говорить о вещах, которые решаемы, если будет понятна экономическая природа самой платы. Значит, если берем плату и ее в бюджет зачисляем - это одно, там никаких возвратов, конечно, быть не может. Это отход в концепцию восьмидесятых годов, которую на сегодняшний день уже как бы можно считать пройденным шагом.
    Надо понять экономическую природу на сегодняшнем этапе то ли налогов, то ли платежей, а может быть, и налогов, и платежей и иных других сборов, возможность которых предусматривается на международном уровне.
    Что конкретно имеется в виду? Может быть, в рамках данного законопроекта, может быть, какими-то отдельными точечными небольшими законопроектами предусматривать все-таки создание рынка.
    Допустим, после создания норматива переходить к тому, чтобы создавать, может быть, в качестве эксперимента в каких-то городах рынок этих квот с перспективой переноса в дальнейшим на механизмы Киотского протокола или без этого, но, по крайней мере, с чего-то надо начинать в качестве эксперимента. И этот эксперимент, мне думается, должен быть налажен в законодательном порядке.
    Но и есть ряд других инструментов достаточно проработанных. Значит, надо просто браться за них, может быть, создавать какие-то творческие коллективы с тем, чтобы они могли снимать межведомственные противоречия и предлагать, в том числе Комитету по экологии и широкой общественности, вот такие узкие, четкие, специализированные законопроекты.