Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду


Алексеев Сергей Михайлович
Председатель Комитета по экологии и устойчивому развитию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

     
     Мы не первый раз уже встречаемся и не первый раз обсуждаем эту тему.
     Я хотел бы поставить вопрос следующим образом: сейчас мы стоим опять примерно в той же точке, в которой мы стояли полтора года назад с некими изменениями.
    Либо мы принимаем закон и уходим от платы как от налога, либо мы закон не принимаем. Это два основных пути.
     Каждый из этих вариантов здесь подробно рассматривался. Налог - это фискал, это нагрузка, никакой стимуляции - плохо. Платежи - много всяких вариантов: делаем ли зачет, не делаем ли зачет, сколько платить, основная ключевая тема - нормирование. Это, кстати говоря, везде.
    Что такое нормирование, по скольким позициям нормируют, как идет нормирование, что такое норматив? Платим ли до норматива, сверх норматива?
    Следуя логике закона, который был принят прошлой Думой, до норматива платить не надо. Никакого негативного воздействия не оказываем, поскольку закон звучит О негативном воздействии . Нет негативного воздействия, то и платить не надо.
     Раньше был Федеральный экологический фонд, я был последним его руководителем. Здесь сидит предыдущий, до меня руководил Федеральным экологическим фондом. Худо ли бедно ли - заповедники финансировались, федеральная программа Большая Волга финансировалась, берегоукрепление финансировалось. Как финансировалась - другой вопрос, но деньги выделялись и деньги шли.
    Сейчас в Водном кодексе правдами и неправдами восстановлено целевое расходование. В лесном хозяйстве опять будет в основном целевое расходование. Но мы теряем экологическую отрасль. Не можем мы заставить недропользователя тратить деньги на экологию.
    Если мы сейчас в течение 10 лет не потратим деньги на экологию и не выработаем экономический механизм для того, чтобы заставить тратить деньги на экологию, то получим экономические санкции по экологическому признаку. Не будет другого. Весь механизм Киотского протокола именно на это и направлен. И сейчас обвиняют, что мы занимаемся демпингом, потому что не тратим деньги на экологию.
     А если заводам нечем платить зарплату, мы опять попадаем в вилку. Социальная сфера и экология - мы должны платить и зарплату, и заниматься экологией, и все это для человека. Заботиться мы должны в первую очередь о человеке. Какую воду пьем, каким воздухом дышим, в какой среде живем - все это человек.
    Мы в нашем комитете тему нормирования обсуждали. Есть опыт Европы. Вот Норвегия, казалось бы очень жесткая страна. Но там представители предприятий и представители министерства, и представители местных властей сидят и договариваются: сколько предприятие будет платить, чтобы оно могло платить зарплату, могло модернизировать свое производство, могло платить налоги и могло получать прибыть. И вот какую сумму они могут заплатить в качестве платежей.
     В Норвегии прекрасная экология, но они все договариваются. Там плата - предмет переговоров на государственном уровне. И никто этого не боится. Это у них норма. А, ссылаясь на коррупцию, вообще ничего нельзя делать. Все зарегулируем, всем плату по максимуму, и ничего делать не будем. Ну, это тоже не выход.
     Поэтому, коллеги, и к министерству, и к Государственной Думе большая просьба - давайте определимся, все-таки, по какой линии будем жить. Мы со своей стороны, в Торгово-промышленной палате принимаем свои решения, пишем на премьера.
     Но мы не имеем права законодательной инициативы.
     И если можно восстановить целевые фонды, давайте восстановим, они необходимы. Если можно стимулировать промышленность путем зачетов, давайте стимулировать. Давайте введем сколь угодно жесткие санкции, если промышленность потратила деньги  нецелевым образом. Но если целевым образом потрачены деньги, уменьшены выбросы, зачем же эти деньги в бюджет? Поскольку эти 11 миллиардов в составе бюджета, если я правильно помню, меньше процента, там десятые доли процента. То есть это незначимые цифры, они не играют никакой роли для бюджета, да и плательщиков мало. Ведь малый бизнес не платит, средний бизнес не платит. Платит только "крупняк", а для него это большие деньги.
     Поэтому, в первую очередь надо определиться - по какому экономическому механизму будем жить. Не будет экономического механизма, не будем иметь промышленности экологически чистой, получим наверняка экономические санкции по экологическим признакам и в перспективе получим еще более загаженную природу.
     Опыт Европы показывает: 15-20 лет и все прекрасно восстанавливается. Только не надо требовать с нас завтра все это сделать. Давайте построим программу, хотя бы лет на 10 - 12. Программу, как нам дойти до уровня Европы. Легко можно сделать. Только надо построить программу.