Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду


Перелет Ренат Алексеевич
Ведущий научный сотрудник Института системного анализа Российской Академии наук

     Прежде всего, платежи за загрязнение возникли с появлением концепции, так называемых, внешних издержек предприятий. Это внешние неучтенные издержки предприятий, которые ложатся бременем на население, на экосистемы. И задача платежей за загрязнение заключается в том, чтобы, как говорится в экономической теории, интернализировать вот эти внешние издержки, чтобы внешние издержки, ущерб за загрязнение, оказался учтенным в себестоимости продукции. Очень просто. То есть ни о каких фискальных вопросах здесь речи не идет и просто не может быть. И в этом сам принцип.
Разница между налоговыми платежами заключается в том, что налоги - это обязательные некомпенсируемые выплаты; платежи - это обязательные по закону компенсируемые выплаты. Это классическое определение. И
    поэтому плата за загрязнение окружающей среды, прежде всего, должна выглядеть в виде сигнала предприятиям о том, что они должны изменить свое поведение, то есть поменять технологию или же перейти на другое производство, или же создавать очистные сооружения и так далее.
     Теперь в отношении целого ряда стимулов, которые можно создавать. Вот здесь уже говорилось о том, что имеется целый набор приемов. Это и развитие экологического страхования, и экологическая помощь экологическому предпринимательству. В качестве таких компенсирующих мер в отношении платежей нужно, видимо, каким-то образом нам сдвинуть эту проблему, связанную с сертификацией на уровне стандарта ИСО-14000. Если предприятие работает на экспорт, продает свою продукцию, нужна обязательная сертификация на уровне стандартов 14000. И здесь приходится принимать эту сертификацию от западных фирм, западных компаний.
     У нас уже, примерно, лет пять или шесть идут разговоры о создании системы сертификации и аккредитации по ИСО-14000, а воз не сдвинулся ни на шаг.
    При учете платежей, прежде всего, должны предусматриваться: именно экономические показатели - это и ущерб, и ценность, скажем, тех экосистем, которые подвергаются загрязнению. И этот экосистемный подход должен быть во главе, в основе системы платежей. У нас же сейчас пока идет больше чисто ресурсный подход.
     Затем в отношении целевых фондов. Как правило, речь идет о том, что целевые фонды якобы вводят искажение в бюджетные приоритеты. Но, на самом деле, речь идет об очень небольших суммах. Речь идет о деньгах, которые для бюджета большого значения не имеют, но для охраны окружающей среды это очень большое подспорье.
    И еще. Уже несколько лет тоже не сдвигается с мертвой точки вопрос о возможности использования экологического зачета российских внешних долгов. Минфин упирается, Министерство природных ресурсов активных позиций не занимает в этом вопросе. В тоже время у нас происходит и списание долгов.
    Например, списали долги Монголии. Почему нельзя  было бы каким-то образом с помощью экологических зачетов использовать эту ситуацию? Причем, это можно сделать и там, где Россия является кредитором, и там, где Россия является должником.