Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду


Солдатова Вера Анатольевна
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор

     Одной из основных причин негативных экологических тенденций в России является недооценка реальной рыночной ценности природы и стоимости природных ресурсов и услуг.
    В то же время соответствующие требования и подходы к ее определению механизмом экономического регулирования не охвачены. Отсюда, до сих пор и действует такой принцип, что экологически сбалансированные варианты того или иного вопроса проигрывают традиционным экономическим ситуациям.
    Второй момент. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды сегодня устарел. Хотелось бы остановиться только на двух моментах.
    Первое. Плата никогда не была высокой. И я поддерживаю такой принцип и подход, когда плата должна быть достаточно высокой, только ее размер должен действительно иметь научное обоснование.
     Именно это должно стимулировать наших предпринимателей, хозяйственников, органы власти заниматься вопросами охраны окружающей природной среды. Я считаю, что такие штрафы, как полторы тысячи рублей на гражданина, пять тысяч на должностное лицо, и 20, 30 и 80 тысяч для предприятия - это мизер. Здесь необходимо повышать размер однозначно. И тогда это будет стимулировать заниматься вопросами экологии.
    И в этой связи хотелось бы остановиться на вопросах обеспечения адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды. Я считаю, что это одно из приоритетных направлений деятельности.
     В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета. В статье 31 закреплено право органов государственной власти самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.
     В итоге получается - заместитель министра мягко сказал, что за последнее время бюджетное финансирование в вопросах охраны окружающей природной среды снизилось. Наши проверки свидетельствуют, что во многих регионах сейчас вообще нет финансирования из бюджета.
     В статье 14 Федерального закона О федеральном бюджете на 2003 год было установлено, что в 2003 году доходы от использования лесного фонда, находящегося в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере изучения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, зачисляются в размере 50 процентов в доход бюджет субъектов Российской Федерации. Согласно статье 108 Лесного кодекса за счет средств бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на воспроизводство лесов. В бюджете Рязанской области от платежей за пользование лесным фондом в 2003 году поступило 25 миллионов рублей. Однако закон Рязанской области об областном бюджете на 2003 год вообще не предусматривал расходы на лесовосстановление.
    Экологические платежи, поступая в бюджет, обезличиваются и затем зачастую расходуются, естественно, на текущие потребности регионов.
     Что в результате? Статья 3 девятого закона Тверской области Об областном бюджете Тверской области на 2004 год предполагает пополнение доходной части бюджета 80 процентами платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 131 миллион рублей. В то же время расходы на финансирование природоохранных мероприятий и работ, связанных с ними, бюджетом вообще не предусмотрены. И такая картина наблюдается практически повсеместно.
    Я застала тот период, когда был внебюджетный экологический фонд. Мы проводили постоянно прокурорские проверки. Конечно, там были и нарушения. Были нецелевые  расходования денежных средств. Но это все было поправимо. Мы проводили проверку, предъявляли иски, наказывали людей в порядке, который нам предоставлял закон.
    Сейчас я думаю, что нет другого выхода, как делать в бюджете целевой определенный фонд.
     Еще хотелось бы подчеркнуть. Мы говорим, как поднимать плату, у нас многие предприятия банкроты, у них нет денег. Со своей стороны могу сказать, что в результате прокурорских проверок, помимо того, что мы привлекаем людей к административной ответственности, за последнее время понудили предприятия и государственные органы выделить на мероприятия по охране окружающей природной среды средства в размере 800 миллионов рублей.
     Я это к тому говорю, что деньги у предприятий у многих есть. И здесь надо отдать должное, многие предприятия целенаправленно занимаются вопросами охраны окружающей природной среды, как, например, завод Северсталь . Мы давно осуществляем надзор за деятельностью этого предприятия. И приятно смотреть, как выделяют деньги на оборотное водоснабжение, на постановку фильтров, газоочистку и так далее. И я считаю, что в этой связи действительно должен быть предусмотрен механизм, когда плата этих предприятий в бюджет должна как-то корректироваться и снижаться.
     И еще хотелось бы остановиться вот на каком моменте. У нас предусмотрено по закону, что органы власти разрабатывают программы экологические. Но наша прокурорская практика свидетельствует, что эти программы или не разрабатываются, или мизерно финансируются.
    И, буквально, два слова. До сих пор не разработана методика определения ущерба непосредственного, например, от загрязнения воды и от загрязнения воздуха.