Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду


Бармин Владимир Ильич
Директор Экологического фонда республики Татарстан

      
     Ежегодно закон Республики Татарстан о бюджетной системе отдельной строкой принимает как доходную, так и расходную часть республиканского экологического фонда. А мы продолжаем осуществлять контроль за платежами, которые собираются на территории Республики Татарстан.    
     Был момент, когда мы производили эту работу полностью самостоятельно. Потом, когда вышли соответствующие документы, налоговые органы формально, еще раз хочу подчеркнуть, формально осуществляют эту работу. Сейчас они полностью отказались от этой работы, но мы продолжаем вести контроль за платежами. За десять лет работы фонда более трех с половиной миллиардов рублей направленно на финансирование природоохранных мероприятий. Даже тяжелый прошлый год дал 450 миллионов рублей строительства природоохранных объектов.
    К сожалению, кроме вопроса платежей, сегодня не была рассмотрена основная его тема, это вопрос стимулирования природопользования.
     К сожалению, Министерство природных ресурсов, бывшее, правда, МПР, оставило этот вопрос абсолютно без внимания, несмотря на наши двухгодичные желания попробовать внедрить эту методику хотя бы на территории Республики Татарстан.  Точно так же готова методика по шуму, она до сих пор не находит никакого отражения. Стимулирование природопользования должно быть.
    Я приведу небольшой пример. Что такое система обращения с отходами и система вторичного сырья, говорить никому не нужно. Сейчас республика переживает абсолютный бум в работе системы вторичного сырья. Появляются предприятия, организации, занимающиеся этой работой, развивается малый и средний бизнес - и все это по простой причине: платежи за несданное  вторичное сырье у нас исчисляются с коэффициентом десять. Сданное вторичное сырье вообще не подвергается начислению платежей. Вот вам стимулирование, вот экономический рычаг для реального снижения объемов загрязнений.
    Я абсолютно согласен, что необходимо проводить корректировку начисленных платежей, но только в том случае, когда происходит реальное снижение загрязнений.
     И еще. Контроль за платежами должны осуществлять органы, заинтересованные в этой работе. Например, как наш экологический фонд. К сожалению, налоговые органы не владеют этими вопросами. Так, почему бы не создавать специализированный орган, который бы мог контролировать эти вещи.