АВ 2004г. Выпуск 12 Инновационные процессы в образовании: зарубежный опыт
В 1990 году в Таиланде прошла Всемирная конференция "Образование для всех", в которой участвовали главы государств, министры просвещения из 165 стран мира, руководители ряда международных организаций, включая Генерального директора ЮНЕСКО. Главным вопросом был: каким путем пойдет образование в ХХ1 веке? Этот представительный форум доказал, что при всех национальных и религиозных различиях процесс интернационализации образования становится необратимым.
При активном участии ЮНЕСКО разрабатывались планы ликвидации неграмотности, обязательного начального образования для Азии ("План Карачи"), Африки ("План Аддис-Абебы"), Латинской Америки ("План Сантьяго"). Программы выглядели многообещающе. Например, они предусматривали введение обязательного восьмилетнего образования, повышение доли расходов на образование до 7 - 8 % ВВП Для сравнения: в конце ХХ века доля расходов на образование составила в Польше и Франции чуть меньше 6 %, в США - 5 %, в Великобритании и Венгрии по 4,5 %, в Германии - 4 %, в Японии 3,5 %, а перед Россией только стоит задача достижения 4,5 % от ВВП. Однако, реализация образовательных программ прошла неудовлетворительно. Одной из причин было то, что при их составлении применялся шаблонный подход, делались попытки совершенствовать системы образования по образцу реформ, апробированных на Западе, но без учета социально-культурной и ментальной специфики азиатских, африканских и латиноамериканских стран и народов.
Развитые страны также не отказываются от сотрудничества с ЮНЕСКО. С 1961 года функционирует Организация экономического сотрудничества и развития, куда теперь входят более 20 промышленно развитых стран. Они как бы дополняют друг друга, и результатом их сотрудничества становятся общие программы и рекомендации по обучению, а также управлению, финансированию, модернизации образовательного процесса, новых принципов подготовки педагогических кадров. Это способствует сближению образовательной стратегии трех основных центров современного мира - Западной Европы, Северной Америки и Японии.
Специфический интерес к проблемам образования проявляли исполнительные органы НАТО. Этот вопрос особенно злободневен сейчас, когда число стран-участниц Северо-Атлантического блока достигло 26. Если организация преимущественно военного характера проявляет интерес к образованию, то объяснение надо искать в том, что низкий уровень образовательной подготовки значительной части призывников затрудняет эффективное использование военной техники.
Заслуживает внимания создание международного бакалореата, то есть старших средних школ для детей дипломатов, журналистов, сотрудников международных организаций и транснациональных корпораций, дающих возможность поступать в университеты любой западной страны. Сейчас около пятисот подобных школ работает в США, Великобритании, Канаде, Испании, Аргентине.
Отношения в сфере образования регулируются теперь не только национальным законодательством, но и нормами международного права - двусторонними и многосторонними договорами, конференциями, протоколами международных форумов. Всего по вопросам образования принято более 30 международных документов. Наиболее важные из них - "Декларация прав человека", "Декларация о правах ребенка", "Конвенция о правах ребенка", "Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования" и т.д.
Несмотря на экономические и политические противоречия ряда западноевропейских государств, этнические и религиозные конфликты внутри отдельных стран (Ольстер - Лондон, баски в Испании и др.), именно Западная Европа стала своеобразной лабораторией, где складываются и проходят испытание на прочность новейшие методы и формы экономической, политической и социокультурной, в том числе и образовательной, интеграции.
Головными европейскими интеграционными объединениями стали Совет Европы и Европейский Союз. СЕ был основан в 1949 году, в 1996 году Россия стала 39 членом Совета Европы. Главным органом по рассмотрению проблем образования и воспитания СЕ является Совет по культурному сотрудничеству. Им разработаны, например, "Нововведения в начальном образовании" (1987), проект "Среднее образование для Европы" (1991), в 1995 году Парламентская Ассамблея СЕ приняла специальную Рекомендацию по обучению одаренных детей и т.д.
В области образования цели СЕ И ЕС во многом близки. Но если первый является консультативным органом, то программы ЕС не ограничиваются рекомендациями и пожеланиями, а представляют собой конкретные планы с четким указанием целей, сроков реализации и размера финансового обеспечения.
Совет Министров образования государств-членов ЕС в 1987 году утвердил политику обмена студентами внутри Европы, "Программу Сообщества по подготовке молодежи к новым технологиям" (1986) с единым европейским свидетельством о профессиональной подготовке, долгосрочную программу, направленную на стимулирование изучения иностранных языков "Лингва" (1990). К слову, необходимо отметить, теперь в Европе английский язык пришел на смену французскому или еще ранее латинскому языку и занимает первое место в межнациональных контактах, и именно он является первым иностранным языком для большинства учащихся Франции, Германии, Италии, Испании. Его знание становится обязательным не только для ответственных специалистов, но и для работников среднего звена на производстве и в сфере обслуживания.
Термин "общеевропейское образовательное пространство" перестал быть только лозунгом, он все больше отражает развивающуюся реальность. Хотя многие важные решения в сфере образования принимаются правительствами европейских государств самостоятельно, но направление оказывается сходным, поскольку аналогичны там экономические, политические и социокультурные процессы.