Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ГРИШАНКОВА А.Б.
руководитель общественной некоммерческой организации
"Челябинская область без наркотиков"

     Позвольте поделиться некоторыми соображениями и опытом работы нашей организации по взаимодействию с государственными структурами в области  противодействия распространению наркомании среди детей и молодежи.
     Первое. Поиск и предложение оптимальных решений по  профилактике наркомании должны осуществляться на основе глубокого понимания данной проблемы в целом, ее природы, корней, механизмов возникновения, а также  факторов, способствующих развитию наркозависимости. Второе. В сфере профилактики неприемлемы обезличенные подходы. Необходимо четко выделять свою целевую группу, исследовать ее, социологически описывать и, исходя из этого, внедрять эффективные технологии и методы работы для каждой конкретной группы. Третье. Необходимо привлекать к работе добровольцев из числа родителей и специалистов, социально активной молодежи. Четвертое. Любые предложения НКО не должны быть абстрактными и аморфными. В максимально сжатые сроки их необходимо облекать в форму конкретных проектов либо программ с ясно прописанными целями, задачами, методами и этапами решения проблемы, критериями поэтапной оценки эффективности.
    Наш опыт взаимодействия с государственными органами показал, что для государственных структур исключительно важными являются такие характеристики НКО, как научная обоснованность проектов, адресность, долгосрочность и непрерывность. Если мы хотим иметь в лице государственного органа надежного партнера, общественные организации должны знать и хорошо понимать, как функционирует то или иное государственное ведомство, ответственное за работу по противодействию наркомании. Кто именно из должностных лиц отвечает за конкретные направления этой работы. Ведь мы же делаем одно дело. Поэтому нам необходимо лично знать друг друга и выстраивать человеческие контакты, смело идти на обмен информацией, выясняя точки зрения, позиции и вообще вести себя более открыто. От органов государственной власти мы ждем законодательно закрепленных механизмов получения социального заказа для деятельности некоммерческого сектора.
     Несколько слов о нашей организации. В настоящее время при поддержке международных фондов мы осуществляем  два проекта: Тюремная реформа и Управление ООН по контролю за наркотиками и преступностью . Кроме того, участвуем в трех региональных программах по первичной и вторичной профилактике наркомании. Наша целевая группа - молодежь и подростки в возрасте 14-18 лет из неблагополучных семей, родители школьников, начиная с седьмого класса, а также педагоги школ, расположенных на территории шестнадцати городов Челябинской области, и специалисты дополнительного образования.
     Мы развиваем в региональных программах два больших направления. Первое - формирование на территории малых городов Челябинской области сообществ из числа специалистов, родителей, молодежных лидеров, объединенных единым ощущением остроты проблемы; распространение среди них апробированных эффективных методик. Второе направление. Непосредственная работа с молодежью, родителями и педагогами по профилактике наркомании  на основе собственных разработок. В частности, нашим центром разработан проект проведения информационно-профилактической кампании по профилактике наркомании, распространения ВИЧ-инфекции Начни с себя , который реализуется в шестнадцати городах Челябинской области. Данный проект поддержан областным отделом образования Челябинской области, областной межведомственной комиссией по противодействию распространению наркотиков и Медицинским центром профилактики.
    В рамках этого проекта мы провели тренинг для специалистов по разработке стратегии информирования педагогов, специалистов, подростков и родителей о проблемах наркомании, ВИЧ/СПИДа через местные средства массовой информации, передвижные выставки и интерактивные мероприятия. В каждом городе в течение недели мы сами проводим десять мероприятий с охватом до тысячи человек. Это и деловые игры для специалистов, и семинары-тренинги для педагогов, "ток-шоу" для молодежи и родительские собрания в школах. Каждый участник нашей программы получает специально разработанную для данной целевой группы брошюру: для педагогов - это организация антинаркотической политики в школе Школа - островок безопасности , для родителей - буклеты  по вопросам взаимодействия с ребенком в непростой для него период времени. Молодежи мы раздаем специально подготовленные буклеты по ВИЧ-инфекции/СПИДу и наркомании.
    Среди городов - участников проекта объявлен конкурс на лучшую информационно-профилактическую кампанию, на лучшую журналистскую статью, работу по профилактике наркомании, распространения ВИЧ-инфекции/СПИДа. Всего в нашем проекте приняло участие 13 тысяч специалистов, подростков и родителей.
    В настоящее время совместно с областным комитетом по делам молодежи приступили  к реализации проекта по подготовке и обучению команд общественных организаций десяти городов Челябинской области по разработке и реализации собственных проектов в области профилактики наркомании. Проявляя настойчивость, мы должны терпеливо вовлекать государственные органы в реализацию полезных общественных инициатив. И там, где это стремление присутствует, будет успех.