Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 40 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ХХ1 ВЕКЕ (часть II)


УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ВСЕХ УРОВНЯХ

     Для повышения степени реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, а также в соответствии с декларированным в Платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, тезисом о необходимости достижения равного представительства женщин и мужчин в правительственных органах, принят Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации .
     Подписание данного указа свидетельствует о признании позитивной роли женщин в общественном развитии и готовности реализации мер, направленных на улучшение положения российских женщин и повышение их статуса в обществе.
     В течение 1995-2001 гг. доля женщин, на должностях, предполагающих принятие решений, существенно колебалась, достигая от менее 10% до 20-25% и вновь снижаясь до 5-10%. Во многом это связывалось с кадровыми изменениями в государственных структурах. Однако, позитивные сдвиги, достигнутые в изменении роли женщины в жизни общества в целом, ее возросший политический и гражданский потенциал, определили необходимость привлечения женщин на ответственные государственные посты. В настоящее время женщина занимает должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и курирует наиболее сложный для России участок - решение социальных проблем.
     В связи с принятием Указа, возросла активность привлечения женщин на руководящие посты в субъектах Российской Федерации, где женщин стали назначать на должности заместителей глав правительств республик, губернаторов, краевых, областных администраций (в 26 регионах).
     Проводимая работа по повышению степени участия женщин во властных структурах позволила значительно увеличить представительство женщин на руководящих постах в органах местного самоуправления - до 40-70%.
     Существенные изменения происходили и в представительстве женщин в органах законодательной власти.
     Для современного периода характерно значительное повышение политической и общественной активности женщин, позволившее образовать общественно-политическое движение "Женщины России". Выиграв выборы в Государственную Думу первого созыва, женщины образовали фракцию и их представительство достигало 13,6%. Несмотря на то, что во втором созыве доля женщин в общем числе депутатов сократилась до 10,0%, они были представлены практически во всех партиях и общественных движениях, входящих в Государственную Думу и оказывали активное влияние на формирование общественного мнения по участию женщин в политической жизни.
     Необходимость учета интересов женщин предопределила включение гендерных проблем в предвыборные программы некоторых политических партий и общественно-политических движений.
     Выборы третьей Государственной Думы показали, что женщины входили не только в партии и движения, участвовавшие в предвыборной кампании, но и были кандидатами практически во всех округах по одномандатным спискам, выдвигались на должности руководителей субъектов Российской Федерации. Данное положение свидетельствует о признании обществом повышения роли женщин, а также о готовности самих женщин к участию в политической и общественной жизни страны.
     Кроме того, женщины оказывали существенное влияние на формирование общественного мнения в ходе предвыборной кампании 1999 г. через деятельность общественных объединений и некоммерческих организаций.
     
     Гендерный анализ парламентских выборов 1999 года

     В разных условиях
    Правом на участие в избирательной кампании 1999 года обладали 139 общественных объединения, в их числе - шесть женских. Воспользовались им и были утверждены Центризбиркомом в качестве участников избирательной борьбы 28 объединений, включая два женских. Для сравнения - в предвыборной гонке 1995 года к участию в выборах были допущены 43 объединения, одно - женское.
    В целом во всех представленных списках, включая два женских объединения, число женщин среди кандидатов в депутаты составляло около 16 процентов. В 1995 году аналогичный показатель равнялся 14 процентам; а в 1993 - 7 процентам. Это означает, что, несмотря на все сложности, в принципе сохраняется тенденция к росту количества женщин в числе кандидатов в депутаты Государственной Думы.
    Однако в списках партий-фаворитов избирательной кампании - КПРФ, ОВР, "Яблоко", "Медведь" ("Единство"), СПС - показатель представленности женщин был ниже, чем в целом по всему корпусу участников предвыборной борьбы. В них насчитывалось в сумме только около 11 процентов женских имен: КПРФ - 10 процентов; "Медведь" - 10 процентов; "Яблоко" - 11 процентов; ОВР - 12 процентов. Больше всего женщин числилось в списке Союза правых сил - 17 процентов.
    Но самое значительное число женских имен - в списках тех блоков и объединений, которые были аутсайдерами этой избирательной кампании. Особо выделялись в этом отношении организации социал-демократической ориентации и объединения, во главе которых стояли женщины. Иногда эти параметры совпадали.
    Бесспорными лидерами в этом плане можно считать блоки "Мир. Труд. Май", список которого содержал 30 процентов женщин-кандидатов; "За гражданское достоинство" (лидер - Э.Памфилова) - 29 процентов; "Партия мира и единства" (лидер - С.Умалатова) - 22 процента; экологическое объединение "Кедр" - 22 процента; блок генерала А.Николаева и академика С.Федорова - 20 процентов; блок "Социал-демократы" - 19 процентов.
    Самый низкий показатель представленности женщин - в списках  следующих объединений: в "Блоке Жириновского" - 2,5 процента; в объединении "Общественно-политическое движение в поддержку армии" (В.Илюхин) - 3 процента; в блоке "За веру и Отечество" - 5 процентов.
    Но место месту - рознь. Понятно, что больше всего шансов получить депутатский мандат имеют те кандидаты, чьи имена значатся либо в центральной части списка, либо в самом начале его региональных частей. Какие возможности в этом плане предоставляли женщинам-кандидатам те или иные объединения?
    Женщины входили в тройку лидеров - под разными номерами - в следующих семи объединениях:
    Движение "За гражданское достоинство" - Э.Памфилова (1);
    "Партия мира и единства" - С. Умалатова (1);
    Объединение "Социал-демократы" - Т. Цыба (2);
    "Всероссийская политическая партия народа" - Т. Буре (2);
    "Союз правых сил" - И.Хакамада (3 );
    Блок "Генерал А.Николаев - академик С. Федоров" - Т.Малютина (3);
    Партия пенсионеров - Р.Маркова (3).
    По количеству женщин в центральной части списка и под первыми номерами в региональных частях (то есть в "проходной" части списка) бесспорными лидерами являлись:
    Объединение "Мир. Труд. Май" - три женщины в центральной и 17 в региональных частях списка;
    Российская консервативная партия предпринимателей - 18 женщин под первым номером в региональных частях списка;
    Блок "Генерал А. Николаев - академик С. Федоров" - шесть женщин в центральной части списка, семь - под первым номером в регионах.
    В двух случаях женщины удерживали за собой все основные позиции в списках кандидатов в депутаты: в списке блока "Женщины России", где не было ни одного мужского имени, и в списке Российской партии защиты женщин, которая включала 30 процентов мужских имен.
    Женщин вообще не было на этих позициях в "Блоке Жириновского" и в объединении "За веру и Отечество".
    Среди партий, имевших наибольшие шансы преодолеть пятипроцентный барьер, по данному показателю лидировали:
    ОВР - три женщины в центральной части списка, две - под первым номером в регионах;
    КПРФ - одна женщина в центральной части списка, четыре - под первым номером в регионах.
    Шансы женщин в объединении "Яблоко" были более низкими: одна женщина - в центральной части списка, три - под первым номером в регионах.
    "Медведь" не включал женщин в центральную часть списка и поместил трех под первым номером в регионах.
    "Союз правых сил" включил одну женщину в центральную часть списка и двух - под первым номером в регионах.
    Очевидно, что почти все политические объединения-участники избирательной борьбы предоставляли женщинам и мужчинам совершенно разные условия для политической карьеры.
    Это отчетливо проявилось и при поддержке кандидатов, боровшихся в одномандатных округах. Среди тех, за кого боролись эти объединения в одномандатных округах, было 10-12 процентов женщин.
    КПРФ поддержала в одномандатных округах 140 кандидатов, в том числе 18 женщин ( в цифрах могут быть неточности, так как расчет велся по данным книги "Выборы депутатов Государственной Думы ФС третьего созыва 19 декабря 1999 года. Итоги", издание Центризбиркома, М, 2000, где имена-отчества кандидатов даются в сокращении, а целый ряд фамилий, как известно, лишен полового признака. Но о пропорциональном соотношении мужчин и женщин-кандидатов по этим данным можно судить с достаточной долей достоверности, что и является целью данного анализа).
    "Яблоко" - 135 кандидатов, в том числе примерно 18 женщин.
    ОВР - 118 кандидатов, в том числе 12 женщин.
    СПС - 109 кандидатов, в том числе 11 женщин.
    "Блок Жириновского" - 78 кандидатов, в том числе 10 женщин.
    "Медведь" - 42 кандидата, в том числе - четыре женщины.
    
     Программы политических объединений: гендерный аспект.
    
     В канун парламентских выборов 1999 года КПРФ не принимала новых больших программных документов. Она шла на выборы с "Программой-минимум". В этом документе, определяя свои основные задачи, партия апеллировала к "народу", "гражданам", говорила о "человеке" вообще, а не о мужчинах и женщинах.
     Похоже, что  в предвыборных документах партия решила отказаться от советской традиции, видевшей в  решении "женского вопроса" одну из главных вех при продвижении к обществу социальной справедливости.
    Межрегиональное движение "Единство" ("Медведь") в качестве программного документа представило вниманию избирателей "Тезисы". В этих тезисах о женщинах, их политических и социальных интересах нет ни слова. Лишь в одном месте этого документа есть положение, которое с известной долей условности можно отнести к гендерному. В перечне социальных обязательств движения указано: "Мы готовы предложить программу поддержки семьи и материнства".
    В силу по крайней мере двух обстоятельств особой гендерной чувствительностью должно было бы отличаться "Яблоко". Во-первых, потому что  тот  комплекс идей, которые отстаивает "Яблоко" - видит в гендерном равноправии естественную основу прочной, консолидированной демократии. Во-вторых, потому что в электорате и среди активисток "Яблока" высок процент женщин. Тем не менее, на программном уровне "Яблоко" пока демонстрирует практически полное безразличие к гендерной проблематике.
    Достаточно обширную программу "Союза правых сил" также приходится отнести к разряду гендерно нечувствительных.
    А вот в программе ЛДПР есть специальный раздел "Женщины и ЛДПР". Он начинается словами: "ЛДПР выступает за равноправие женщин, улучшение их материального положения и повышение их социального статуса". Но далее в  программе говорится: "...ЛДПР, борясь за счастливую жизнь прекрасной половины русской нации, категорически отвергает феминизм как экстремистское политическое течение, разжигающее антагонизм между полами и стремящееся к нормативному закреплению за женщинами руководящих функций в обществе".
    Либерал-демократы используют формулу "равенство возможностей", но говорят лишь о "равенстве социальных возможностей женщин и мужчин".
    Однако в ходе избирательной кампании 1999 года появился и гендерно чувствительный программный документ. Он был подготовлен политической организацией, играющей значительную роль на отечественной политической сцене. Программный прорыв в область отстаивания равных прав и возможностей для женщин и мужчин совершила организация "Отечество", опубликовавшая летом 1999 года программу "Отечество - женщинам". Эта программа была торжественно принята на специальном Женском Форуме, состоявшемся в г. Иванове (июль 1999 г.).
    Документ соответствует канонам и стандартам международного права, обязательствам, принятым на себя Россией в качестве участника международных соглашений в этой сфере.
    Программа детально описывает все проявления гендерного неравенства, дискриминации российских женщин, которая была усугублена социально непросчитанными рыночными реформами. И предлагает меры законодательного характера для выравнивания социальных позиций женщин и мужчин в нашем обществе, а также для их паритетного представительства в структурах власти.
    Опубликовав и приняв эту программу совместно с представительницами различных женских объединений страны, "Отечество" создало прецедент - образец нового подхода к отношениям между политической организацией и женской частью российского общества. К сожалению, в тот момент, когда организация "Отечество" стала формировать избирательный блок, в который вошло еще и объединение "Вся Россия", она растеряла в ходе переговоров этот инновационный капитал. Тем не менее, прецедент создан - появилась программа политической организации, одной из задач которой является стремление к гендерному равноправию в политической сфере.
    
     Гендерный состав Государственной Думы третьего созыва
    
     В составе Государственной Думе третьего созыва - 441 депутат (в девяти округах выборы признаны не состоявшимися). В их числе - 34 женщины. Это - 7,7 процентов депутатов от общего состава. 14 из них прошли в парламент по партийным спискам. Представительницы женских объединений - "Женщины России" и "Российская партия защиты женщин", которые получили соответственно поддержку 2,04 процента и 0,8 процента избирателей, в парламент не попали.
    По партийным спискам полномочия депутатов получили:
    ОВР - четыре женщины-кандидата ( в списке числилось 29);
    КПРФ - три женщины ( в списке - 27);
    Блок "Единство" - три женщины (в списке - 18);
    "Яблоко" - две женщины (в списке - 20);
    СПС - две женщины (в списке - 33).
    Отметим, что женщин-кандидатов в депутаты вообще не было практически в третьей части (из 225) одномандатных округов. 20 округов из следующих двух третей они сумели отвоевать.
    По одномандатным округам победили:
    при поддержке КПРФ - восемь женщин-кандидатов;
    Блока "Единство" - четыре женщины;
    ОВР - три женщины;
    СПС - две женщины.
    Три женщины прошли как независимые кандидаты.
    "Яблоко" и "Блок Жириновского" не сумели провести по одномандатным округам ни одной из своих представительниц. Не попали в Государственную Думу и женщины-кандидаты в депутаты, выдвигавшиеся по одномандатным округам при поддержке движения "Женщины России".
    В итоге гендерная структура Государственной Думы третьего созыва выглядит следующим образом:
     КПРФ - 95 депутатов, в их числе 11 женщин;
    "Единство" - 81 депутат - семь женщин;
    "Отечество - Вся Россия" - 43 депутата - четыре женщины;
    "Союз правых сил" - 33 депутата - четыре женщины;
    "Яблоко" - 21 депутат - две женщины;
    ЛДПР - 17 депутатов - 0;
    "Народный депутат" - 58 депутат - три женщины;
    "Регионы России" - 34 депутата - три женщины.
    Приведем для сравнения аналогичную структуру предыдущей Государственной Думы (по данным Госкомстата на 25 февраля 1998 года):
    КПРФ: 137 депутатов - в их числе 15 женщин;
     НДР: 65 депутатов - в их числе семь женщин;
     ЛДПР: 50 депутатов - в их числе одна женщина;
    "Яблоко": 44 депутата - в их числе пять женщин;
    "Российские регионы": 43 депутата - в их числе пять женщин (12 процентов);
    "Народовластие": 42 депутата - в их числе шесть женщин (14 процентов);
    Аграрная депутатская группа: 35 депутатов - в их числе три женщины;
    Независимые депутаты: 26 депутатов - в их числе три женщины (12 процентов).
    В руководящем составе Государственной Думы третьего созыва представительство женщин выглядит следующим образом:
    среди девяти заместителей Председателя одна женщина (депутат от блока "Единство" Л.К. Слизка); среди председателей 29 Комитетов - две женщины. Представительница фракции КПРФ С.П. Горячева возглавляет Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Представительница депутатской группы "Народный депутат" В.Н. Пивненко - Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.
    
     Какими ресурсами обладали женщины, получившие мандат депутата?
    
     Следующая серия возникающих при нашем анализе вопросов имеет скорее качественный характер. Влияли ли на шансы стремившихся попасть в списки кандидатов в депутаты - женщин и мужчин - такие показатели, как возраст, их место жительства, должность, с которой они стартовали, наличие опыта работы в структурах законодательной власти регионального или федерального уровня? Какие из этих показателей предпочитали политические объединения-фавориты политической гонки 1999 года?
    Все они имеют высшее образование. В основном входят в возрастную группу 40-50-летних депутатов. Нет ни одной - в возрасте до 30 или после 60 лет. Отметим, что среди депутатов-мужчин 13 имеют менее 30 лет, семь - старше 70 лет. Среди женщин-депутатов преобладают уроженки областных центров. Наконец, главный ресурс - опыт управленческой работы, причем многие, больше одной трети из них, начинали свою карьеру либо в рядах КПСС, либо в ВЛКСМ.
    Гендерная структура нынешней Государственной Думы свидетельствует о четком "мужском" профиле российской законодательной власти - она разбалансирована,  поэтому  не представляет в полной мере политических и социальных интересов российских женщин,  и их особый  социальный опыт.
    Этот дисбаланс власти негативно сказывается, в первую очередь, на повседневной жизни российских женщин. Только один пример: средняя заработная плата работниц в так называемых женских отраслях производства (легкая, текстильная промышленность) составляет в последние годы около 40 процентов от средней заработной платы по стране. В то же время средняя заработная плата в так называемых мужских отраслях производства (нефтедобывающая) - 360 процентов. Иными словами, все экономическое законодательство, создаваемое российским парламентом, - налоговое, таможенное, кредитно-денежное, - объективно способствует сохранению и усугублению гендерного неравенства, поскольку ориентировано на создание более благоприятных условий для "мужских" отраслей, чем для отраслей "женских".
    Но гендерная разбалансированность представительной власти впрямую воздействует еще и на устойчивость, эффективность российской политической системы, на принятие решений по основным вопросам развития нашего общества.
    По этому признаку Россия - страна глубоко патриархальная,  расточительная с точки зрения использования потенциала женщин и мужчин, человеческих и природных ресурсов.
    За консервацию власти и общества в нынешнем состоянии "гендерной разбалансированности" во многом несет ответственность нынешняя политическая элита страны. В особенности - ее организованная часть: политические партии и объединения. Наш анализ показал, что они не склонны менять правила игры - специально заниматься выравниванием возможностей женщин и мужчин в сфере политики.
    Некоторые сравнительные данные  о динамике участии российских женщин в политике  дают  данные социологов.
    Например, Е.В. Кочкинина, проанализировав представленность женщины в российских органах власти дают такую картину
Если в 1982, 1985 и 1987 годах на выборах в краевые, областные, окружные, районные, поселковые сельские советы народных депутатов женщины в среднем составляли 50%, то в 1997 году - 9%.
В 1997 - 1999 годах представленность женщин в региональных органах исполнительной власти России составляла 2,16%
Среди 67 глав администраций краев, областей, автономных округов России, субъектов Федерации лишь одна женщина.
На более высоких государственных должностях в России мужчин в 3 раза больше, чем женщин, на главных - в 7 раз, на ведущих - в 2,5 раза, на старших - в 1,2 раза.
      Интересные  сведения приводят  социологи об общественном мнении по проблеме участия женщин в политике.
    Итоги опросов общественного мнения в г.г. Каменск-Шахтинский и Шахты Ростовской области и в г. Новороссийске дают такие мнения.
    Было опрошено 150 человек, распределение по возрастным группам: 20-30 лет - 30,6 процента; 30-40 лет - 21,3 процента; 40-50 лет - 18,6 процента; 50-60 лет - 18,6 процента; более 60 лет - 10,6 процента. Среди опрошенных женщин с неоконченным высшим образованием было 50 процентов.
    Опрос показал, что наиболее популярными политиками в нашей стране женщины считают: В.Путина - 36 процентов, И.Хакамаду - 26 процентов, Г.Зюганова - 6,6 процента, Г.Явлинского - 10 процентов. На вопрос: "Могут ли женщины влиять на ситуацию в России?" 60 процентов ответили "да", 22 процента ответили "нет", 18 процентов - "не знаю".
    На вопрос: "Готовы ли вы поддержать женщин на выборах в органы власти?" "да" ответили 70,6 процентов опрошенных, "нет" - 7,3 процента, "не знаю" - 21,3 процента.
    За президента России - женщину готовы проголосовать 2 процента тех из опрошенных, кому 20-30 лет, 58 процентов тех, кому 30-40 лет, 25,7 процента - 40-50 летних; губернатора области - женщину готовы поддерживать 21 процент 20-30 летних, 47,6 процента тех, кому 30-40 лет, 39,2 процента - 40-50 летних; женщина достойно справится с обязанностями мэра города - считают 30 процентов 20-30 летних, 59,3 процента тех, кому 30-40 лет, 96,4 процента тех, кому 40-50 лет.
    Полученные данные свидетельствуют, что общественное мнение готово к появлению женщин на уровне принятия решений.
     Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин содержит положение о том, что для скорейшего вхождения женщин в политику следует использовать такие меры, как позитивные действия, предпочтительное отношение или система квот. Поручение рассмотреть вопрос о возможности установления подобных квот содержится в Указе Президента РФ О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 30 июня 1996 г.
    Могут быть приняты и иные варианты решения указанной проблемы, используемые в практике многих развитых стран:
    1) установление в законе правила, согласно которому при формировании составов советов, комитетов, президиумов и иных руководящих органов, в том числе в системах государственной и муниципальной службы, рекомендуется соблюдать нормы представительства мужчин и женщин, наиболее близкие к составу населения;
    2) при равном положении кандидатов на государственную должность из числа женщин и мужчин по итогам соответствующих конкурсов отдавать предпочтение той стороне, которая менее представлена;
    3) в концепции государственной кадровой политики предусмотреть комплекс мер по увеличению числа женщин на руководящих должностях среднего управляющего звена органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти меры должны установить для женщин необходимые стартовые возможности дальнейшего продвижения по службе.