Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 40 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ХХ1 ВЕКЕ (часть II)


ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ НА РЫНКЕ ТРУДА

     
     Рыночные преобразования, осуществляемые в Российской Федерации, оказали существенное влияние на положение женщин в экономике и, особенно, на рынке труда
      В условиях рыночной экономики   идет процесс феминизации бедности. 62 процента официально зарегистрированных безработных и 65 процентов наиболее длительно ( более восьми месяцев) трудоустраивающихся  составляют женщины.
    Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что наиболее актуальным для России является повышение конкурентоспособности женщин, создание условий для их участия в общественном производстве и оплачиваемом труде. В связи с этим основные усилия были направлены на смягчение ситуации для женщин, являющихся безработными, и соблюдение российского законодательства с целью недопущения дискриминации в сфере труда.
     Предпринимательская деятельность женщин - новое явление в социально-экономическом развитии страны. По оценкам экспертов в настоящее время женщины составляют 8 - 12 % от общего числа предпринимателей,  возглавляющих предприятия  различных форм собственности. Более 45% предприятий, возглавляемых женщинами, имеют строгую социальную направленность: на них создаются рабочие места, обучаются, трудоустраиваются безработные и многодетные родители, одинокие матери, женщины, имеющие малолетних детей и т.п.
    В рекомендациях Европейского союза правительствам всех стран предлагается принимать специальные программы и создавать государственные структуры по поддержке инициатив женщин в сфере предпринимательства. Во многих странах для женщин созданы поощрительные условия ведения собственного дела в сочетании с выполнением семейных обязанностей.
    В нашей стране женщины вынуждены действовать без поддержки государства в преимущественно мужской предпринимательской среде, сумевшей перераспределить ресурсы и собственность в свою пользу. При такой ситуации права женщин в части реализации предпринимательских инициатив фактически дискриминируются по ключевым позициям: аренде производственных помещений, приобретению. оборудования и сырьевых ресурсов, получению кредитов и др.
    В рамках реализации Пекинской платформы действий государственные структуры при активной поддержке общественных объединений и некоммерческих организаций приступили к гендерной экспертизе трудового законодательства в части обеспечения трудовых прав женщин. Первые результаты экспертизы показали, что действующие законы и иные нормативные акты, в целом соблюдающие гендерный нейтралитет, в ряде положений, особенно касающихся гарантий в трудовой сфере, нуждаются в проработке с точки зрения создания равных возможностей для мужчин и женщин. В частности, это касается дальнейшего развития законодательства, гарантирующего равные возможности для трудящихся с семейными обязанностями, пенсионного законодательства, системы страхования и пр.
     Начало внедрения гендерных подходов в государственную политику в области занятости предопределило внесение в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, особенно женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, многодетных родителей, путем создания дополнительных рабочих мест и организации обучения по специальным программам.
     Введение законодательных гарантий, дающих право органам местной администрации устанавливать предприятиям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, позволило в 1998 г. трудоустроить на квотируемые рабочие места около 8 тыс. безработных женщин, за девять месяцев 1999 г. - уже более 10 тыс. женщин.
     В 1997 г. в Российской Федерации разработана федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, в которой содержатся конкретные мероприятия и специальные меры по содействию занятости женщин, поддержку развития сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров).
     Кроме того, в целях оказания дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в России ежегодно проводится около 600 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, которые посещают более 400 тыс. человек, из которых две трети - женщины. Четверть посещающих ярмарки получают направления на собеседования о приеме на работу.
     Социальная адаптация безработных женщин осуществляется в рамках программ 2240 "Клубов ищущих работу" и "Новый старт". В 1999 году в этих программах приняли участие более 70 тыс. безработных женщин.
     В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда во второй половине 90-х годов в  России получило дальнейшее развитие профессиональное обучение, направление женщин на овладение новыми профессиями с учетом потребностей рынка труда. Из общего числа направляемых на профессиональное обучение женщины составляют 61.5%.
     Для учета интересов и различных потребностей женщин отдельных социальных групп, при организации профессионального обучения используются самостоятельные программы, в том числе для женщин-инвалидов, многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного труда, самозанятость.
     Предусматривая необходимость создания условий для развития и поддержки женских предпринимательских инициатив, обеспечения подготовки кадров для рыночной экономики и интеграции в них женщин, в 1995 г. принято постановление Правительства Российской Федерации "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности". В рамках реализации данного постановления только за 9 месяцев 1999 г. при содействии органов службы занятости индивидуально-предпринимательской деятельностью занялись 24.7 тыс. безработных, в том числе 16 тыс. - женщин.
     Одним из направлений выполнения в России Платформы действий является принятие мер, направленных на недопущение дискриминации в трудовой сфере по признаку пола.
     Для решения данной проблемы в России создана Федеральная инспекция труда, анализ деятельности которой показывает, что в целом нарушения прав женщин в трудовой сфере не носят массового характера. Имеют место отдельные случаи нарушения трудового законодательства, связанные с применением труда женщин на работе с условиями труда, оказывающими негативное воздействие на их здоровье, привлечение к работам в ночное время женщин, в том числе беременных, и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Кроме того, имеют незаконные увольнения беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, запрещенные законодательством Российской Федерации.
     В целях изменения ситуации в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" зафиксировано запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
     Меры по обеспечению безопасных условий труда зафиксированы и в Федеральной программе первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы, пролонгированной до 2000 года. Кроме того, в России разработаны проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 лет).