АВ 2001г. Выпуск 40 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ХХ1 ВЕКЕ (часть II)
Насилие в семье рассматривается в Российской Федерации как явление недопустимое, противоречащее общепризнанным нормам морали, нарушающее права человека.
Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой семье; там совершается около 30% от общего числа умышленных убийств; половине всей преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествует длительные семейные ссоры.
Следствием широкого проникновения насилия в жизнь семьи являются распад семей, снижение уровня рождаемости, семейного воспитания, детская беспризорность, что, в свою очередь, стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс. - самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
Впервые данная проблема стала рассматриваться в обществе не как частное дело семьи, а как социальное явление, требующее внимания государства только во второй половине 90- годов.
Изменению общественного мнения по оценке данного явления во многом способствовало обсуждение проблемы организации работы по предотвращению насилия в семье на правительственных комиссиях, парламентских слушаниях, конференциях, семинарах, совещаниях, в которых принимали участие представители органов власти, государственных структур, общественных объединений и некоммерческих организаций, ученые, общественные деятели.
Определению путей решения проблемы предотвращения насилия в семье в отношении женщин в 1998 г. была посвящена специальная конференция, которая рассматривала комплексный подход к организации работы, включая действия правоохранительных органов, системы здравоохранения, социального обслуживания и пр.
Конференции предшествовала значительная работа по обучению специалистов, оказывающих помощь жертвам насилия в семье, проводимая общественными объединениями и некоммерческими организациями, специализирующимися на решении данной проблемы, при активной поддержке государственных структур.
Широкое обсуждение проблемы насилия в семье позволило активизировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации работы с жертвами семейного насилия.
В Российской Федерации в 1995-2000 гг. продолжала развиваться система учреждений социального обслуживания семьи и детей (число учреждений возросло более чем в 2 раза и достигло 2134 единиц). Женщины, подвергшиеся насилию в семье, могут обратиться за помощью практически в любой из этих Центров, в которых есть отделения, специализирующиеся на работе с данной категорией граждан.
Качественно новой формой оказания социальных услуг явилось создание в России при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации системы кризисных центров, специализирующихся на оказании всего комплекса социальных и юридических услуг женщинам, подвергшимся насилию, и являющихся методической и информационной базой для всех учреждений социального обслуживания семьи и детей при организации работы в данном направлении.
В настоящее время в России работают 8 государственных кризисных центров, в которых ежегодно оказывается помощь почти 5 тыс. женщинам и более тысячи семей. Кроме того, в России действует более 30 центров помощи женщинам, подвергшимся насилию, организованных общественными организациями и осуществляющих свою работу в тесном контакте с соответствующими государственными службами.
Изменение отношения к проблеме насилия в семье, изучение ситуации и поиск путей ее решения, объективная потребность в новых механизмах поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Был разработан и принят Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который создал правовую основу для формирования социального обслуживания, в том числе семьи, женщин и детей. Внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, рассматривающие насилие в отношении женщин, включая семейное, как преступление против личности.
Необходимость объективной оценки масштабов распространения насилия в семье обусловила потребность в определении подходов к формированию статистики, отражающей насилие в. отношении женщин. В настоящее время идет проработка вопроса о включении показателей, характеризуют насилие в отношении женщин, включая семейное насилие, в гендерную статистику, разрабатываемую национальным статистическим агентством.
Новым и крайне важным для России 90-х годов стало распространение такого явления, вывоз женщин и девочек за рубеж с целью торговли ими и сексуальной эксплуатации. С целью поиска решения данной проблемы в 1997 г. вопрос о борьбе с торговлей женщинами н девочками для целей проституции за рубежом рассматривался на заседаниях Комитета по безопасности Государственной Думы. Данная проблема обсуждалась на семинарах с неправительственными организациями, проводились консультации с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, представителей заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, широкой общественности. Принятые решения направлены на активизацию работы соответствующих государственных структур и общественных организаций по подготовке соглашений со странами, принимающими российских женщин и странами, через которые происходит вывоз женщин за рубеж.