АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.8. Сдача объектов федерального имущества в аренду
На сегодняшний день ряд операторов связи имеет организационно-правовую форму федерального государственного унитарного предприятия (например, ФГУП РТРС , ФГУП НИИ Радио , ФГУП Почта России и другие).
Указанные организации предоставляют в аренду федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения. При заключении договоров аренды в большинстве регионов территориальные органы по управлению имуществом необоснованно требуют включать в условия договора аренды перечисление арендатором 100 % арендной платы в доходы федерального бюджета и исполнение им функций налогового агента по налогу на добавленную стоимость. При этом они ссылаются на норму Бюджетного кодекса Российской Федерации, требующую учитывать в неналоговых доходах федерального бюджета средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности. При этом не учитывается, что данная норма распространяется только на операции по сдаче в аренду федерального имущества (за исключением закрепленного за предприятиями и организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления)).
Действующее налоговое законодательство не освобождает организации связи, предоставляющие в аренду федеральное недвижимое имущество, от обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, сбора за использование наименования Россия с сумм доходов по операциям по сдаче в аренду федерального имущества при фактическом отсутствии реального источника денежных средств для уплаты налогов (т.к. по требованию территориальных органов Росимущества арендная плата в полном объеме перечисляется в бюджет).
Таким образом, операторы связи поставлены перед проблемой, связанной с изысканием свободных денежных средств для уплаты налогов и сборов, установленных действующим законодательством, при фактическом перечислении арендатором сумм арендной платы напрямую в доходы федерального бюджета.
Например, в обращении Государственной Думы Российской Федерации 866-IV ГД от 09 июля 2004 г. к Правительству Российской Федерации О неотложных мерах по государственной поддержке федеральной почтовой связи указано, что положение федеральной почтовой связи усугубляется тем, что организации федеральной почтовой связи не имеют достаточных средств на развитие собственных производственных мощностей и не могут реализовать право на использование средств, полученных от сделок с принадлежащим им имуществом в соответствии с Федеральным законом . В связи с этим Государственная Дума обращается к Правительству с просьбой обеспечить реализацию Федерального закона в части сохранения в распоряжении органов федеральной почтовой связи средств, получаемых указанными организациями от сделок с принадлежащим им имуществом. Однако на сегодняшний день меры со стороны Правительства Российской Федерации по данному обращению не предприняты.
Вывод: действующим законодательством предусмотрено, что вышеуказанные организации связи имеют право на использование средств, полученных от сделок с принадлежащим им имуществом, однако реализация этого права на сегодняшний день затруднена требованием территориальных агентств по управлению федеральным имуществом заключать договоры аренды с условием перечисления арендатором арендной платы в 100 % размере в доходы федерального бюджета.
Принятие Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, регулирующего отношения, возникающие в процессе предоставления в аренду федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за организациями связи, позволило бы своевременно и в полном объеме исполнять указанным организациям обязанность по уплате установленных налогов и сборов, а также направлять оставшиеся средства на развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы.
Цель данного нормативного правового акта - предоставить возможность организациям связи на законных основаниях получать суммы арендной платы от предоставления федерального имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), в аренду непосредственно на свой расчетный счет с целью своевременного и полного осуществления обязанностей по уплате налогов и сборов с указанных доходов.
В нормативном правовом акте должно быть указано, что агентства по управлению федеральным имуществом не вправе изменять условия договора аренды, связанные с перечислением всей суммы арендной платы (включая сумму налога на добавленную стоимость) на расчетный счет организаций связи. Кроме того, необходимо указать на возможность организаций связи распоряжаться средствами, полученными от предоставления в аренду федерального имущества в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 17 июля 1999 г. 176-ФЗ.