Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов


Виды и ставки энергетических налогов

     На уровне добывающего сектора большинство американских штатов, как правило, использует местный компенсационный налог ( severance tax - ST) на добычу полезных ископаемых и топливных ресурсов на их территории. По форме и размеру это обычно доля в 5-10 % от стоимости конечной реализации соответствующего сырьевого продукта. Ставки и поступления от этих налогов изменяются в связи с ситуацией на рынках и значимости природных ресурсов для местных бюджетов. Например, на Аляске, которая наиболее зависит в своем экономическом развитии от добычи нефти, этот налог самый высокий и обеспечивает примерно половину всех налоговых доходов штата. В остальных добывающих штатах, поступления от налога на добычу полезных ископаемых обычно составляют менее 10 % от всех налоговых поступлений.
    Обязательным видом отчислений при добыче топливного сырья является также роялти , но по своей экономической сущности это не налог, а регулярные рентные платежи владельцам территорий, на которых залегают месторождения за право разработки природных ресурсов в рамках лицензионных договоров имущественного найма. Процентная величина таких платежей определяется в ходе переговоров при заключении лицензионных контрактов (при добыче нефти, как правило, она составляют не менее 14 % от продажной цены). За добычу нефти и газа на федеральных землях, включая районы континентального шельфа, в государственный бюджет США в среднем от этих сборов поступает примерно 3-5 млрд долл. в год.     
     Важнейшим источником регулярных налоговых сборов являются топливные акцизы, т.е. косвенные налоги, включаемые в розничные цены, которые могут независимо устанавливаться как Конгрессом США, так и законодательными органами штатов или местными властями.
    Акцизные сборы при продаже моторного топлива и энергетического угля, а также специальный налог на транспортные средства с повышенным расходом горючего являются основными источниками компенсации потерь для доходной части федерального бюджета, связанных с действующими налоговыми скидками и льготами.
    Среди нефтепродуктов наиболее высокий уровень налогообложения отличает автомобильное топливо. Топливные акцизы в размере 18,4 цента за галлон при продаже бензина и от 4,4 до 24,4 цента за галлон для прочих видов топлива в среднем обеспечивает поступление до 33,5 млрд долл. в год. Уровень акцизов на бензин и дизельное топливо в различных штатах колеблется в значительных пределах от 10 центов за галлон до 40 центов за галлон и в среднем составляет 22,6 цента за галлон.
    В состав налоговых платежей включаются как акцизы, так и отчисления с розничных продаж. Чистый средний размер акцизов на уровне штатов, без учета дополнительных налогов с продаж составляет примерно 18 центов за галлон. При средней розничной цене на бензин в США, длительное время державшейся на уровне 1,10 долл. за галлон, доля акцизов достигала примерно 40 центов или 36 % от этой суммы. Кроме того, на федеральном уровне осуществляется дополнительный налоговый сбор при продаже бензина в размере 0,1 цента за галлон для того, чтобы финансировать специализированный траст-фонд по ликвидации последствий утечек нефти из подземных нефтехранилищ.     
     Акцизы при реализации топливного угля установлены в размере 1,10 долл. за т при его подземной добыче и 55 центов за т при добыче из открытых карьеров, причем доля акцизного сбора в структуре отпускных цен на уголь не должна превышать 4,4 %. В среднем эти отчисления составляют свыше 520 млн долл. в год.     
     Специальный налог на продажу автомобилей с низким уровнем топливной экономичности ( gas-guzzler tax - GGT) в настоящее время начисляется от 1 000 долл. за автомобиль, который способен проехать на одном галлоне бензина от 21,5 до 22,5 миль (34,6-36,2 км), до 7 700 долл. за автомобиль, пробег которого составляет менее 12,5 миль (20,1 км) на каждый галлон использованного топлива, при условии что вес транспортного средства не превышает 3 т. Поступления от этого налога достигают 71 млн долл. в год.     
     Все более широко используемый в США в виде автомобильного топлива газохол , который представляет собой смесь 10 % этанола и 90 % бензина, является объектом специального льготного налогообложения. Федеральный акциз на продажу газохола равен 13,0 центам за галлон, что на 5,3 цента меньше, чем соответствующий показатель для чистого бензина. В 9 штатах также действуют местные преференциальные ставки налогов с продаж газохола , величина которых колеблется от 1 цента за галлон в Коннектикуте и Айове до 15 центов за галлон в Огайо.     
     К ограничительным энергетическим налогам относятся тарифы на импортные нефть и нефтепродукты. Такие тарифы в США имеют фиксированную стоимостную величину в расчете на единицу объема ввозимого топливного сырья и играют наиболее существенную роль в периоды понижения рыночных цен. В зависимости от плотности и качества зарубежной нефти они составляют от 5,25 цента за баррель для ее тяжелых сортов и до 10,5 центов за баррель для более легких и высококачественных смесей.
    При импорте в США очищенных конечных нефтепродуктов, таких, как бензин и авиационное топливо, в интересах внутренней нефтеперерабатывающей промышленности максимальная средняя ставка импортных тарифов установлена гораздо выше и составляет 52,5 цента за баррель или 1,25 цента за галлон.