Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов


Действующая система энергетических налоговых скидок и льгот

     Современная система налоговых энергетических преференций в США включает 14 видов различных льгот, подразделяющихся по своему назначению на 3 группы:
1) льготы, относящиеся к добыче и переработке традиционных видов минерального топливного сырья;
2) инструменты поощрения использования альтернативных и возобновляемых ресурсов;
3) льготы, направленные на стимулирование энергосбережения.     
     Ежегодный стоимостной эквивалент всех категорий энергетических налоговых льгот в США оценивается примерно в 8 млрд долл. в текущих ценах, что составляет 22,2 % от общей ежегодной суммы целевых налоговых поступлений.     
     К первой группе налоговых льгот относится введенная в действие в 1926 г. скидка на истощение недр при добыче нефти и природного газа ( percentage depletion allowance - PDA), средний размер которой составляет 15 % от стоимостного объема продаж. Она действует для всех независимых производителей с эквивалентным объемом первичной добычи до 1 000 баррелей в день. Для истощенных скважин с производительностью ниже среднего уровня размер скидки может доходить до 30 %. Экономический эффект использования этой льготы приводит к суммарному снижению федеральных налоговых поступлений примерно на 300 млн долл. в год.
    При добыче угля средний размер такой скидки составляет 10 %, при условии, что ее сумма не превышает половины всего налогооблагаемого дохода предприятий.
    Другой важной льготой, предложенной американским добывающим компаниям в 1916 г., является возможность списания в течение первого года работ непроизводительных затрат на оплату труда, расходных материалов и ремонтных операций для непродуктивных и сухих скважин ( intangible drilling costs - IDCs). Доля таких скважин при разведочном бурении на нефть и газ в США составляет в среднем до 80 %. Размер современного уменьшения налогооблагаемой базы при этом не должен превышать 70 % от общих годовых корпоративных расходов.
    Для малого бизнеса, начиная с января 2004 г. будет возможно исключать из налогооблагаемой суммы доходов до 100 % прибыли, получаемой от эксплуатации малодоходных нефтяных и газовых скважин. Величина среднего снижения налоговых поступлений в федеральный бюджет от применения этой льготы равна 600 млн долл. в год.
    Для добывающих компаний, применяющих дорогостоящие новейшие технологии повышения продуктивности и повторного использования истощенных нефтегазоносных пластов доступна налоговая скидка на дополнительное извлечение нефти ( enhanced oil recovery credit - EORC). Данная скидка обеспечивает уменьшение налогооблагаемого дохода в размере до 15 % от произведенных на эти цели затрат. Средняя стоимость предоставления такой налоговой льготы соответствует 200 млн долл. в год.     
     В рамках второй группы, основной льготой для производителей биогаза (синтетического жидкого топлива из угля), а также для предприятий по сбору метана из угольных шахт является налоговая скидка ( production tax credit - PTC) в размере 6,25 долл. за баррель или 1 долл. за млн куб. футов, эквивалентная целевой субсидии в 1,5 млрд долл. в год.
    Для стимулирования производства этанола из биомассы, используемого в виде добавки к бензину в составе газохола, действует сниженная на 5,3 цента за галлон этого моторного топлива акцизная ставка ( excise exemption for gasohol - EEG), позволяющая его потребителям экономить примерно 880 млн долл. в год. При рыночной реализации топливного метанола, производимого из биомассы на малых и средних предприятиях, действует пониженная на 63 цента за галлон акцизная ставка, что уменьшает федеральные налоговые поступления в среднем на 50 млн долл. в год.
    Налоговая скидка для фирм, производящих электроэнергию с помощью ветрогенераторов, биогазовых систем закрытого цикла и установок по переработке сельскохозяйственных отходов ( tax credit for renewable electricity - TCRE), составляет 1,7 цента на кВт-час., что равноценно их прямому субсидированию на сумму 100 млн долл. в год.
    Дополнительной мерой экономического стимулирования использования возобновляемых энергетических источников является отсутствие подоходного налога на дивиденды от ценных бумаг предприятий по строительству гидроэлектростанций и электрогенераторов на биогазе ( interest income exempt from tax - IIET). Эквивалентная сумма снижения федеральных бюджетных поступлений при этом составляет около 100 млн долл. в год.
     С целью поощрения эксплуатации транспортных средств, работающих на сжатом и сжиженном природном газе, нефтяном конденсате, водороде и топливных элементах различных систем, в США действуют скидки с общей суммы уплачиваемых налогов в 2 тыс. долл. при покупке специализированных автомобилей и в 50 тыс. долл. при покупке грузовиков ( deduction for clean-fuel vehicles - DCFV). При этом в случае покупки электрических транспортных средств действует дополнительная отсрочка на часть налоговых платежей в размере до 10 % от общей суммы выплат, но не более чем на 4 тыс. долл. в год ( tax credit for electric vehicles - TCEV).
    Для фирм, вводящих в строй заправочные станции для обслуживания автомобилей на нетрадиционных видах топлива предусмотрена возможность уменьшения налоговых выплат на 100 тыс. долл. в год. Кроме того, сумма налогов на доходы от инвестиций в предприятия по использованию солнечной и геотермальной энергии может быть уменьшена на 10 %.     
     К третьей группе действующих налоговых льгот по стимулированию энергосбережения относятся исключения из налогооблагаемого дохода сумм, равных произведенным затратам на дополнительное энергосберегающее оборудование, а также уменьшение налоговых сборов с физических лиц для поощрения снижения уровня использования личного автомобильного транспорта ( mass transportation subsidies - MTS). В последнем случае сумма налоговых выплат для отдельных групп населения может уменьшаться на 65 долл. в месяц, при условии регулярного использования для поездок на работу общественным транспортом и на 175 долл. в месяц - в порядке компенсации затрат на парковку автомобилей, владельцы которых обеспечивают их полную загрузку путем регулярной перевозки пассажиров по пути следования.