Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 14 Бюджетный процесс в развитых странах


Европейский Союз

     
     Рассмотрев бюджетные процессы Великобритании, Франции, Германии, Швеции и Нидерландов, мы тем самым охватили существенно большее количество стран. Например, общая идея бюджетного процесса Германии также используется в Австрии и Швейцарии; Швеции - в Финляндии и Норвегии; Нидерландов - в Бельгии и Люксембурге; Франции - частично в Италии и Испании.
     На этом этапе было бы вполне разумно обратиться к обзору бюджетного процесса Европейского Союза (ЕС), описанию принципов формирования, влиянию и роли стран участников, с тем, чтобы разграничить процедуры отдельных стран и всего Союза.
     

Основные принципы      

     Принципы формирования бюджета ЕС впервые были определены Римским договором (1957 г.) и с некоторыми изменениями используются и сейчас.
     Существует ряд обязательных для соблюдения лимитов общего объема средств, которые Союз может получить от стран-участников. Этот предел определяется как процент от валового национального продукта (ВНП).
     Доходы и расходы бюджета должны быть сбалансированы и, таким образом, бюджетный дефицит недопустим.
     Всего существует четыре статьи доходов бюджета Союза, по которым и проводятся взносы от стран-участников.
     Все статьи доходов и расходов ЕС, включая относящиеся к Европейскому фонду социального обеспечения, должны быть спрогнозированы, рассчитаны и отражены в бюджете на каждый финансовый год.
     Административные расходы, связанные деятельностью институтов, созданных в соответствии с Соглашением по ЕС и необходимых для осуществления внешней и внутренней политики, судебной деятельности, обеспечения безопасности, финансируются из бюджета. Операционные расходы, осуществляемые данными институтами, также могут быть включены в бюджет.
    Европейская Комиссия представляет Совету Европы материалы по бюджету, которые должны быть единогласно утверждены Советом. Затем, после согласования с Европейским Парламентом, они ложатся в основу предложений по финансированию деятельности Союза на будущий период. Эти предложения должны быть обязательно представлены странам-участникам для ознакомления и согласования с собственными законами.
     Для соблюдения бюджетной дисциплины Европейская Комиссия не вправе предлагать проекты, законы, постановления, которые с большой степенью вероятности существенно затронут расходную и доходную части бюджета, не предлагая при этом доказательства того, что все они могут быть профинансированы с учетом ограничений, накладываемых на деятельность Союза.
     Расходы Европейского Парламента, Совета Европы, Европейской Комиссии и Суда должны быть отражены в отдельных статьях бюджета и не должны осуществляться за счет других статей.
    

Описание бюджетного процесса      

     Каждое учреждение и ведомство ЕС к 1 июля представляет приблизительные оценки собственных расходов в будущем году. Комиссия объединяет эти оценки в предварительный проект бюджета, получая, таким образом, предварительные расчеты уровня будущих расходов.
     Комиссия должна представить предварительный проект бюджета на рассмотрение Совета не позднее 1 сентября. Совет уточняет проект, в частности общий объем доходов и расходов, перечень статей, ведомств, проектов. Выработав, таким образом, проект бюджета, Совет должен утвердить его квалифицированным большинством и передать на рассмотрение Парламента.
     Проект бюджета должен поступить в Парламент не позднее 5 октября.
     Парламент имеет право простым большинством вносить поправки в бюджет и предлагать (на основании абсолютного большинства) Совету пересмотреть расходную часть для ее большего соответствия целям и задачам ЕС, зафиксированным в базовых документах.
     Если в течение 45 дней проект бюджета был представлен на рассмотрение Парламента и одобрен им, то бюджет считается окончательно принятым. Если за этот период не удалось прийти к соглашению, бюджет откладывается, а утвержденные поправки и предложения должны быть переданы Совету.
     После обсуждения принятых предложений Парламента с Европейской Комиссией и другими заинтересованными сторонами, Совет может действовать следующим образом:
Квалифицированным большинством Совет может рассмотреть и принять любые поправки, предложенные Парламентом.
Совет подробно рассматривает наиболее важные поправки и: если они влекут за собой изменение общего уровня расходов, то Совет квалифицированным большинством может отклонить их. В случае отсутствия отрицательного решения, поправки будут считаться принятыми. Если они не влекут за собой изменение общего объема расходов, то есть предполагается, что увеличение расходов по одной статье будет компенсировано уменьшением по другой, то квалифицированным большинством Совет может утвердить их. Если положительное решение отсутствует, то поправка будет считаться отклоненной.      
     Если в течение 15 дней, после того как проект бюджета был передан Совету, в нем не были изменены никакие поправки Парламента, бюджет будет окончательно принят. Совет обязан информировать Парламент о такой ситуации.
    Если же в этот период Совет изменил хотя бы одну поправку Парламента, то измененный проект бюджета должен быть снова направлен на дополнительное рассмотрение в орган законодательной власти.      
     Процедура продолжается до полного устранения разногласий между законодательными и исполнительными органами власти. Затем Председатель Европейского Парламента должен официально заявить об окончательном принятии бюджета.
    Возможна ситуация, когда проект бюджета полностью не устраивает Парламент или достижение компромисса невозможно, и тогда двумя третями голосов бюджет может быть отклонен в принципе и будет затребован новый проект.
    
     Максимальная сумма расходов должна ежегодно закрепляться законодательно.
    После консультаций с Комитетом по экономической политике Комиссия определяет максимальный уровень расходов исходя из параметров экономического развития, валовых показателей, макроэкономических прогнозов, а также исходя из среднего лимита стран-участников и средней стоимости жизни в этих государствах.
     Максимальный уровень должен быть обнародован не позднее 1 мая и в обязательном порядке должен быть сообщен всем учреждениям Союза. В ситуации, когда фактические расходы превышают запланированные, но не более чем на половину максимального уровня, Парламент при наличии согласия от Совета обладает правом законодательного изменения лимитов, но не более чем на половину от максимальной ставки.
     Если на начало года бюджет еще окончательно не принят, то ежемесячно может тратиться сумма, не превышающая одной двенадцатой бюджетных ассигнований предыдущего года.