Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 7 Рубежи налоговой реформы в 2003 году


Налог на недвижимость.

     
      В настоящее время правовой основой налога на недвижимость является Федеральный закон от 20 июля 1997 года N 110-ФЗ О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери
      Суть концепции налога на недвижимость  заключается в том, чтобы он мог,        исходя из воли того или иного региона заменить на определенной территории налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.  Приступить к разработке целостной концепции данного налога можно будет в полной мере только после получения предварительных итогов проводимого сегодня эксперимента в городах Новгороде и Твери.
    
     Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2003 год предусмотрено рассмотрение в первом квартале 2002 года вопроса о совершенствовании имущественного налогообложения с последующим внесением в Государственную Думу глав Кодекса, регулирующих уплату налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога и налога на наследования и дарения. Для введения их в действие с 2004 года необходимо  принятие их Государственной Думой  уже на весенней сессии  нынешнего года, имея в виду их  важность при разработке проектов бюджетов на 2004 год.
    Налог на имущество организаций предполагается установить в качестве наиболее весомого регионального налога, являющегося источником формирования региональных и местных бюджетов. В отличие от существующего одноименного налога в качестве объекта налогообложения предполагается сохранить только основные средства и отдельные виды амортизируемого имущества, находящегося на балансе организации. Налоговая база по этому налогу будет определяться как среднегодовая стоимость облагаемого имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости. Конкретные ставки налога будут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в пределах максимальной налоговой ставки, предусмотренной в Кодексе. Учитывая, что этот налог является региональным перечень налоговых льгот, устанавливаемых непосредственно в Кодексе, предполагается заметно ограничить. Уплата налога будет производиться в бюджеты тех территорий, где физически находится имущество организации.
    Должна быть серьезно усилено фискальное и социальное значение налога на имущество физических лиц. В настоящее время, расходы государства по организации сбора этого налога (в частности, по направлению физическим лицам налоговых уведомлений о его уплате) сопоставимы с размерами налога, поступающими в местные бюджеты (за 9 месяцев 2002 года в целом по Российской Федерации поступило лишь 1,26 млрд. рублей). Поэтому поступления от этого налога должны быть единовременно увеличены, как минимум, в 3-5 раз.
    Основной причиной незначительности этого налога, а также существенной дифференциации его размеров является то, что в настоящее время в качестве налоговой базы по объектам недвижимого имущества принимается их инвентаризационная стоимость, определяемая органами бюро технической инвентаризации, которая в большинстве случаев не соответствует реальной стоимости такого имущества. Кроме того, по данному налогу предусмотрен чрезвычайно широкий перечень налоговых льгот, что существенно сужает круг налогоплательщиков. В подготавливаемой главе Кодекса налог на имущество физических лиц сохраняется в качестве местного налога. Объектом налогообложения по нему признается принадлежащее физическим лицам недвижимое имущество и, в частности, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Налоговой базой должна стать реальная рыночная стоимость имущества, определяемая по специальной методике оценки имущества, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
    Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, будет исчисляться налоговыми органами. Учитывая, что этот налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых Кодексом, предполагается ограничить и распространить на узкий круг имущества, принадлежащего отдельным категориям физических лиц (инвалидам, участникам войны и некоторым другим). Минфин России также считает целесообразным сохранить существующий ныне подход, предусматривающий дифференциацию размеров предельной налоговой ставки по этому налогу, имея в виду применение более высокой ставки по дорогостоящим объектам налогообложения.
    Серьезного реформирования требует существующий режим применения земельного налога. В настоящее время в целях уплаты этого налога земельные участки разделяются на земли сельскохозяйственного и земли несельскохозяйственного назначения. При этом для разных категорий земель применяются различные средние ставки налога, определяемые местными органами на основе установленных законом Российской Федерации базовых ставок и поправочных коэффициентов. Размер налога, уплачиваемого в виде стабильных платежей на единицу земельной площади в расчете на год, не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Отсутствие различий в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества льгот не создает стимулов к эффективному использованию земель.
    Предполагается сохранить земельный налог в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. В главе Кодекса будет предусмотрен максимальный размер налоговой ставки, которая дифференцируется по категориям земель. Решения о конкретных размерах налоговых ставок (в пределах их максимального размера) по отдельным категориям земель и (или) категориям налогоплательщиков, равно как и о налоговых льготах, будут приниматься представительными органами местного самоуправления. Что касается льгот, предусмотренных в Кодексе, то их перечень должен быть серьезно сокращен, и такие льготы должны распространяться на достаточно узкий круг земель. Предполагается, что организациями сумма налога будет исчисляться самостоятельно, а по физическим лицам - будет определяться налоговыми органами.
    Одобренной в 2000 г. Правительством Российской Федерации концепцией налоговой реформы предусматривалась возможность введения по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления налога на недвижимость взамен налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В качестве объекта налогообложения по этому налогу предполагалось установить земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями и т.п., находящимися в собственности юридических и физических лиц, исходя из их оценки по рыночной стоимости.
    Для отработки механизма применения этого налога в соответствии с отдельным федеральным законом предусматривалось проведение в гг. Великом Новгороде и Твери эксперимента по применению налога на недвижимость. Однако в г. Великом Новгороде число налогоплательщиков этого налога не превысило 20 организаций, обладавших одновременно правом собственности как на здания и сооружения, так и на земельные участки. Это составляет не более 1 % от числа всех налогоплательщиков. При этом переход к налогообложению данным налогом объектов недвижимости жилого назначения, принадлежащих физическим лицам, осуществлен не был. В г. Твери налог на недвижимость так и не был введен. Таким образом, в полном объеме эксперимент так и не был осуществлен. Однако он показал, что введение налога на недвижимость требует значительной по объему и срокам подготовительной работы, включая обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налаженного учета всех объектов недвижимости, разработки необходимой нормативно-технической базы, а также обязательного оформления прав на земельные участки.
    В сложившихся условиях эксперты считают,  что, не отказываясь от самой идеи введения в более поздней перспективе налога на недвижимость, в ближайшие годы следует сохранить в качестве самостоятельных налогов налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Поэтому в настоящее время разрабатывать, рассматривать на Правительстве Российской Федерации и вносить в Государственную Думу главу Кодекса, регулирующую уплату налога на недвижимость представляется нецелесообразным. Что касается эксперимента по налогу на недвижимость в гг. Нижнем Новгороде и Твери, то его проведение целесообразно продлить до 2005 года.
    Объектом налогообложения по налогу на наследования и дарения предполагается признать каждое получение физическим лицом в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения от другого физического лица объектов недвижимости, земельных участков, транспортных средств, денежных средств, ювелирных изделий и некоторых других видов имущества. По этому налогу предполагается предусмотреть существенно увеличенный необлагаемый минимум и максимальный размер налоговой ставки. Принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе в зависимости от степени родства, отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления. Хотя и не ставится задача придания этому налогу серьезного фискального значения (как это имеет место в Великобритании, Германии и некоторых других зарубежных странах), однако, после вступления в силу главы Кодекса, регулирующей его уплату, суммы поступлений и от этого налога должны вырасти в 2-3 раза (за 9 месяцев 2002 года в целом по Российской Федерации поступило 0,41 млрд. рублей).