Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ


Социальные последствия масштабной налоговой реформы

     
     Во-первых, снизилось налоговое бремя на налогоплательщика. Для этого, в частности, были отменены неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде всего налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда, изменился подход к определению налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль.
    В то же время следует отметить, что    рамках этой  тенденции происходит перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками: снижается налоговое бремя на юридических лиц и за счет введения новых налогов растет  на физических лиц.
    Во-вторых, произошло выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое было обеспечено отменой многих необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам.
    В-третьих, произошло упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.
    В-четвертых, активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
    - всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
    - системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
    - особая правовая значимость;
    - длительность действия, стабильность юридических режимов.
    Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
     
     С точки зрения социальных последствий  наибольшее значение имеет осуществленная в РФ реформа  налогообложения доходов физических лиц.
     С 2001 г. в России введена совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действовавшей  до этого. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.
    В чем заключается совершенствование законодательства по подоходному налогообложению в современной России?
    Можно говорить о двух направлениях совершенствования российского законодательства в области налогового обложения доходов физических лиц:
    значительное снижение налогового бремени для каждого физического лица - налогоплательщика и повышение на этой основе уровня его жизни. А. Смит (1723 - 1790) говорил, что от снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных налогов: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большой легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов ;
    приближение принципов законодательства по налогообложению к принципам международного права.
     Основное, радикальное нововведение по первому направлению - единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 6%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия совокупный годовой облагаемый доход .
     К нетрудовым доходам законодатель отнес доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 6%), выигрышей по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах, в результате мероприятий в целях рекламы в части, превышающей 2000 руб. в год; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России - отнесены к нетрудовым доходам.
    
     Социальные последствия  реформы   налога на доходы физических лиц весьма значительны.
      Прежде всего, с ростом доходов при ставке 13% возрастает сумма налоговой выгоды, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
    Немаловажно и то, что почти 700 000 человек не  нужно  приходить  в налоговые органы сдавать декларации. Это те, кто  будет иметь доходы от нескольких источников (независимо от их совокупного размера), ведь все равно у каждого источника налог будет удержан по соответствующей ставке (13, 30, 35 и 6%).
     Кроме того, повышены размеры не облагаемых налогом доходов. Для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. 82-ФЗ с 1 января 2001 г. размер базовой суммы для расчета соответствующих платежей увеличен с 83,49 руб. до 100 руб. В условиях налогообложения, действовавших в 2000 г., с учетом этого повышения необлагаемая сумма материальной помощи (12 МРОТ) составила бы 1200 руб., а согласно гл. 23 части второй НК РФ - 2000 руб.
     Рассмотрим теперь, как в ходе реформы происходит приближение  российского законодательства к принципам международного права.
     Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога. Приведем наиболее распространенные.
    1. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода (США, Австралия, Канада).
    Эта модель имеет следующие элементы:
    а) прогрессивная шкала ставок налога, многочисленные налоговые вычеты, зачеты, скидки;
    б) относительно простой порядок удержания налога у источника выплаты;
    в) всеобщая подача деклараций;
    г) всеобщая система сбора справок о доходах от третьих лиц, их механизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
    2. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода и начисление налоговыми органами налога (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания).
    Элементами этой модели являются:
    а) прогрессивная шкала ставок налога, ограниченное число вычетов, зачетов, скидок;
    б) сложный порядок удержания налога у источника выплаты;
    в) выборочное предъявление требований по представлению деклараций в зависимости от размера доходов;
    г) всеобъемлющая система сбора справок о доходах, их автоматизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
    3. Начисление налога налоговыми органами и удержание налога у источника выплаты (Литва).
    Элементы этой модели:
    а) единая ставка налога;
    б) упрощенный порядок удержания налога у источника выплаты;
    в) очень небольшой круг лиц, подающих декларации;
    г) ограниченный круг лиц, на которых представляются справки о доходах.
    В Российской Федерации в соответствии с новой концепцией налогообложения  используется именно третья модель. Этот подход - самый простой и дешевый, однако требует жесткого контроля со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов у источника выплаты.
    Как и во многих других странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.
    В связи с введением с 2001 г. части второй НК РФ, безусловно, возникает вопрос: снизятся ли поступления налога в бюджет?
    С точки зрения чистой арифметики должны снизиться. Но есть несколько факторов, которые позволяют сделать другие выводы.
    1. Усилится побудительный мотив к получению более высоких доходов с целью уменьшения налоговой нагрузки, а это приведет к увеличению поступления налога на доходы физических лиц.
    2. Возрастет невыгодность сокрытия доходов от налогообложения при ставке налога 13% (не 45, не 35 и даже не 30%).

     3. Денежные средства экономии от уменьшения налогового бремени пойдут на увеличение товарооборота, вкладов, другие цели, что, в конечном счете приведет к увеличению поступлений налога в бюджет.

      Таким образом, синхронная реформа подоходного и социального налогообложения должна привести к  росту  налоговых поступлений в бюджет.  Что и показала практика  применения нового налогового законодательства.