Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 3 Финансирование дорожного хозяйства в России и зарубежных странах


Соединенные Штаты Америки
Федеральный дорожный фонд США

     Федеральный дорожный фонд США создан в 1956 г. Законом США и является целевым. Изначально срок действия Закона о дорожном фонде США был определен до 1972 г. Затем законодательными органами власти его действие неоднократно продлевалось. Последнее продление действия Закона относится к июню 1998 г. (законодательный акт ТЕА-21) и определено до 30 сентября 2005 г.
    Источники наполнения:
     1. Налог на различные виды бензина - 65 %;
    2. Налог на дизельное топливо -23%;
    3. Налог на продажу грузовых автомобилей - 8,3 %;
    4. Налог на продажу шин -1,2 %;
    5. Сбор с грузовых автомобилей за перевозку тяжеловесных и
     негабаритных грузов - 2%;
    6. Прочие источники - 0,5 %.
    Ставка федерального налога на бензин устанавливается Конгрессом США и составляет 4,9 цента/литр. Налог собирается на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые затем отпускают топливо оптовым покупателям из штата.
    Федеральный налог на дизельное топливо составляет 6,5 центов на 1 литр. В целом, если принять цену на топливо за 100%, то налоги в ней составляют 25% (48% - федеральные и 52% - штатные).
    Общая сумма сбора налогов и других платежей в целевой Федеральный дорожный фонд США составляет в среднем за год 32-35 млрд долл. США при парке автотранспортных средств около 235 млн. единиц ( для сравнения, в России парк автотранспортных средств составляет 31 млн. единиц).
    В целях обеспечения целевого использования средств дорожного фонда деньги аккумулируются на специальных отдельных счетах в Федеральном бюджете США. Их использование контролируется казначейством.