АВ 2002г. Выпуск 3 Финансирование дорожного хозяйства в России и зарубежных странах
Соединенные Штаты Америки
Федеральный дорожный фонд США
Федеральный дорожный фонд США создан в 1956 г. Законом США и является целевым. Изначально срок действия Закона о дорожном фонде США был определен до 1972 г. Затем законодательными органами власти его действие неоднократно продлевалось. Последнее продление действия Закона относится к июню 1998 г. (законодательный акт ТЕА-21) и определено до 30 сентября 2005 г.
Источники наполнения:
1. Налог на различные виды бензина - 65 %;
2. Налог на дизельное топливо -23%;
3. Налог на продажу грузовых автомобилей - 8,3 %;
4. Налог на продажу шин -1,2 %;
5. Сбор с грузовых автомобилей за перевозку тяжеловесных и
негабаритных грузов - 2%;
6. Прочие источники - 0,5 %.
Ставка федерального налога на бензин устанавливается Конгрессом США и составляет 4,9 цента/литр. Налог собирается на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые затем отпускают топливо оптовым покупателям из штата.
Федеральный налог на дизельное топливо составляет 6,5 центов на 1 литр. В целом, если принять цену на топливо за 100%, то налоги в ней составляют 25% (48% - федеральные и 52% - штатные).
Общая сумма сбора налогов и других платежей в целевой Федеральный дорожный фонд США составляет в среднем за год 32-35 млрд долл. США при парке автотранспортных средств около 235 млн. единиц ( для сравнения, в России парк автотранспортных средств составляет 31 млн. единиц).
В целях обеспечения целевого использования средств дорожного фонда деньги аккумулируются на специальных отдельных счетах в Федеральном бюджете США. Их использование контролируется казначейством.